По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Георгиевский Собор в Юрьеве-Польском

Этот потрясающий по красоте образец древнерусской православной архитектуры производит неизгладимое впечатление: на лужайке, среди покосившихся деревянных домов стоит достаточно массивный храм серо-зеленоватого цвета, все стены которого покрыты резными камнями.

История

Когда-то здесь стояла еще более древняя  церковь, построенная в 1152 году по приказу Юрия Долгорукого. В 1230 году внук Юрия, сын Всеволода Большое Гнездо князь Святослав, получивший Юрьев-Польский в удел, разрушил обветшавший к тому времени храм и приказал построить на том же месте новый.  Здание строили четыре года, и простояло оно более двух столетий до тех пор, пока в 1460 году не произошло обрушение свода, не выдержавшее слишком большой нагрузки.

Тогда, по приказу великого князя,  известный московский архитектор В.Д. Ермолин занялся работами по восстановлению собора. Он уже имел опыт в реставрации древних построек (тремя годами раньше, в 1469 году, он посылался во Владимир для обновления церквей Воздвижения «на торгу» и на Золотых воротах). Ермолин «собрал изнова» Георгиевский собор и его придел и якобы «поставил как и прежде». Однако это было далеко не так.

В ходе реставрации были сильно искажены первоначальные пропорции здания, ставшие более тяжеловесными. Часть рельефов погибла, а оставшиеся перепутаны, из-за чего фасады собора стали производить впечатление заполненных хаотично разбросанными без внутренней смысловой связи сюжетами.

В последующие столетия восстановленное Ермолиным здание не раз подвергалось новым изменениям. В XVII веке над его западным притвором появилась шатровая колокольня, которую в 1781 году сменила новая большая с западной стороны собора, а храм был покрыт на четыре ската. В 1809—1827 годах его закрывают с севера и юга новая ризница и теплый придел. Все это приносило новые разрушения и искажения древнего памятника. Только в XX веке были снесены уродовавшие его обстройки, и теперь можно увидеть целиком это интереснейшее здание.

Как мы уже сказали, первоначально храм был стройнее и живописнее, его покрытая шлемовидным (а не луковичным — как теперь) куполом глава стояла ровно над центром основного объема храма на особом постаменте — вероятно, именно эта нагрузка, а также  использование (по одной из версий) повышенных подпружных арок стало причиной обрушения храмовых сводов.

georg_yuriev_polski1_small

Архитектура

Собор относительно небольшой по размерам. К боковым фасадам примыкают притворы, перекрытые сводом с килевидной закомарой на фасаде и с плоскими угловыми лопатками. Западный притвор был больше и выше боковых: он также имел второй ярус — хоры, предназначенные для княжеской семьи  (как на них попадали, неизвестно). В углу, между северной стеной храма и восточной стеной северного притвора, располагался небольшой храмик — Троицкий придел, усыпальница юрьевских князей. Здесь, в наружной северной стене храма, теперь виден аркосолий, где в 1252 году погребли князя Святослава.  В восточной стене притвора есть заложенная дверь, вводившая из притвора в княжескую «грóбницу». Как показали раскопки, усыпальница была маленькой одноапсидной часовней с крошечным (1,80×3,50 м) внутренним помещением. Таким образом, композиция здания в целом была асимметричной.

Фасады собора членятся лопатками (пилястрами) на три доли — это характерный для древнего русского зодчества признак четырехстолпоного храма. В горизонтальном членении храма присутствует аркатурно-колончатый пояс, отчасти уцелевший при разрушении в XV веке. Пояс шел и по верху апсид, расчлененных полуколонками. Над поясом следует представить верхнюю часть фасадов, завершенных килевидными закомарами. В обоих ярусах помещались высокие окна. Строго над центром основного куба храма возвышалась глава, поднятая на особом постаменте. Вероятно, именно эта нагрузка, а также  использование (по одной из версий) повышенных подпружных арок стало причиной обрушения сводов собора в 1460-е годы. Таким образом, архитектура первоначального здания обладала устремленностью ввысь, динамизмом и живописностью: стройные пропорции в сочетании с тремя притворами придавали храму ступенчато-столпообразный характер.

В отношении остроты и динамичности композиции этот самый поздний памятник владимиро-суздальского зодчества, видимо, уступал памятникам Киева и Смоленска, но зато превосходил их торжественностью облика, прежде всего благодаря богатству и пышности покрывающей все стены храма резьбы.

Рельефы

Восстанавливая храм, Ермолин провел тщательную  работу по изучению этих скульптурных изображений. Но несмотря на более или менее убедительно графически восстановленную систему убранства и распределения скульптур по фасадам, полностью восстановить сюжетно-смысловую программу рельефов не удалось. Не имея никаких чертежей или изображений фасадов, Ермолину пришлось фактически заново «облицевать» фасады, подчас расположив их в беспорядке или неправильной последовательности, создав тем самым своеобразный каменный ребус, над разгадкой которого многие специалисты бьются уже не один десяток лет. Многие каменные рельефы были вообще затеряны на соседствующих с храмом дворах, и только в XX веке ученым удалось разыскать их и создать экспозицию внутри собора.

georg_yuriev_polski2

Тем не менее, современные исследования рельефов храма позволяют гипотетически воссоздать модели первоначальной сюжетно-смысловой программы наружного убранства Георгиевского собора. В отличие от Дмитриевского собора во Владимире, здесь резьба покрывала не только всю поверхность стен, но и остальные архитектурные детали. Отличительной чертой, а также своего рода новшеством декоративной системы Георгиевского собора является соединение отдельных изображений и фигур, выполненных в высоком рельефе, с тончайшим ковровым орнаментом, обтягивающим и свободные плоскости стен и фон вокруг горельефов.

georg_yuriev_polski3

Даже сегодня не сложно заметить, что некоторые рельефы собора, несомненно, напоминают искусство Востока и Византии. Поэтому неоднократно возникал вопрос, не принимали ли участие в создании храма какие-либо восточные мастера. Высказывалось также предположение, что восточные мотивы могли проникнуть во Владимирскую землю с армянскими мастерами. Предположения эти не подтвердились. Выяснилось, что восточные мотивы попали в резьбу Георгиевского собора через предметы прикладного искусства — их скопировали с орнаментации блюд, тканей и других драгоценных предметов из княжеской казны. Можно предположить, что скульптурное убранство храма исполнено по личному указанию князя — именно на это указывают слова летописца о том, что при построении храма князь Святослав создал церковь «чюдну резаным каменем, а сам бе мастер». Не следует понимать эту фразу буквально, однако есть вероятность, что личное участие князя Святослава в строительстве было несколько большим, чем роль обычного заказчика.

Главным фасадом Георгиевского собора был северный — он выходил на городскую площадь. Над  порталом было помещено изображение покровителя города и храма — святого Георгия, одетого в воинские доспехи и опирающегося на высокое копье и миндалевидный щит с изображением барса — эмблемы династии владимирских князей.

В акратурно-колончатом поясе находятся фигуры святых — покровителей княжеств. Этот ряд рельефов, по одной из версий, раскрывал основную идею программы резного оформления храма: небесные силы оказывают особое покровительство владимирским князьям и их богоизбранной земле. Центральной композицией северного фасада было «Распятие» с драконами у подножия (в настоящее время хранится внутри собора), которое носило название «Святослав крест», т.к. на нем вырезана надпись о постановке креста князем Святославом.

Вторым по значению был западный фасад, к которому примыкал притвор, где располагалась княжеская ложа. Здесь,  в изображениях святых, архангелов, апостолов и мучеников преобладает тема славы владимирской земли. Здесь, у вершины тройного окна княжеской ложи, были изображены библейские пророки, а также ветхозаветные цари Давид и Соломон. Непосредственно над окном находился рельеф с изображением Богоматери Оранты, вероятно, символизирующей идею всеобщего заступничества.

Сложнее всего восстановить южный фасад собора, так как на нем сохранилось меньше всего фрагментов.  По всей видимости, его главным украшением служили два рельефа с изображением сцены Вознесения: в центре стены располагалось прославляющее Иисуса Христа «Вознесение», составной частью которого является уже вторая в Георгиевском соборе «Богоматерь Оранта», расположенная над южным порталом. Восточнее находилось «Вознесение Александра Македонского» -  предположительно, символ божественности и могущества светской княжеской власти.

Восточная часть собора, та, где расположены алтарные апсиды, не имела декоративных элементов.

Если такая версия реконструкции первоначальной программы расположения рельефов верна, то остается предположить, то все внешнее убранство собора в Юрьеве-Польском воплощает идею величия и богоизбранности владимирской земли, а также управлявшей ею княжеской династии.

Собор Св. Георгия стал последним творением владимирских мастеров. Через  года после завершения работ, в 1238 году, Юрьев, как и многие другие русские города, был захвачен татаро-монголами. Таким образом, Георгиевский собор, с одной стороны, завершил  блестящую эпоху развития владимиро-суздальской архитектуры,  с другой стороны, именно этот храм соединил древнюю, домонгольскую Русь с послемонгольской, московской. Еще до своего обрушения собор был взят за образец при строительстве Успенского собора в Московском Кремле, построенного при Иване Калите.

Посмотреть другие фотографии >>

Как добраться:

Адрес:  Владимирская обл., г.Юрьев-Польский, ул. 1-го Мая.

Шоссе 72 (через Судогду)

Автобус: прямые и транзитные из Москвы и Владимира

Железная дорога: поезда с Казанского вокзала г. Москвы

На карте:

Ссылки по теме:

  • Георгиевский собор в Юрьеве-Польском в каталоге памятников на archi.ru
  • Исследование профессора С.В. Заграевского о вопросах архитектурной истории и реконструкции Георгиевского собора в Юрьеве-Польском  на сайте, посвященном истории древнерусского зодчества ruarc.ru

 

Назад

 

© 2008 Музей православного зодчества.
Храмы, церкви, соборы и монастыри России. Архитектура, история и искусство.