По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

ПРИТВОР

дополнительный объем, примыкающий к основному телу храма, как правило, с западной стороны (напротив алтарной части). Иногда притвор отделяется от храма стеной с западными вратами в середине. Есть версия, согласно которой само название «притвор» отображает то историческое обстоятельство, когда к двухчастным древним храмам на Руси стали притворять, приделывать, дополнительно пристраивать третью часть. Собственное название этой части — трапеза, поскольку в древности в ней устраивались угощения для нищих по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нарфикс — место для наказанных.

В западно-европейской храмовой архитектуре эта часть храма получила название нартекса. В настоящее время практически все православные храмы, за редким исключением, имеют эту третью часть. Однако необходимо отметить, что древнерусские храмы, особенно Киевской Руси, имеют очень большие по объему притворы, занимающие до одной трети всего храмового объема, что было связано с большим числом оглашенных. В дальнейшем же размер притвора уменьшается. В шатровых столпных храмах XVI века они практически отсутствуют. В храмах Нового времени притворы либо также отсутствуют, либо носят условный характер. Притворов в храме может быть и несколько, в том случае, если у храма имеется не один, а несколько входов.

У притвора имеется также богослужебное назначение. В нем совершаются литии на великих вечернях и панихиды по усопшим, поскольку они связаны с приношением верующими различных продуктов, из которых не все считается приличным вносить в храм. Во многих храмах в притворе совершается также последование определенных частей вечерних богослужений.

В притворе, как правило, находится церковный ящик — место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений и венчаний. В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимью (наказание) от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма. Поэтому и в наши дни притвор сохраняет не только свое духовно-символическое, но и духовно-практическое значение.

Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая; в нем находятся различные иконы. Притвор устраивается или по всей ширине западной стены храма, или, что бывает чаще, уже нее. Иногда притвор может располагаться под колокольней, если она вплотную примыкает к храму.

Назад

 

© 2008 Музей православного зодчества.
Храмы, церкви, соборы и монастыри России. Архитектура, история и искусство.