Дмитриевский собор во Владимире
Дмитриевский собор — один из самых ярких, выразительных и, наверное, известных памятников Владимиро-Суздальской архитектуры домонгольского периода. Он был построен в 1190-е годы как дворцовый храм владимирского князя Всеволода Большое Гнездо.
История
Храм был освящен во имя св. Дмитрия Солунского — небесного покровителя князя Всеволода Юрьевича, при крещении получившего имя Дмитрий. Несмотря на указанную датировку, точное время постройки собора неизвестно. Владимирский летописец, говоря о смерти великого князя Всеволода, упоминает, что он на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя святого мученика Дмитрия и «дивно» украсил ее иконами и росписью. Именно поэтому ряд исследователей относят строительство собора к периоду между 1194 и 1197 годами.
В работе над собором были задействованы только русские зодчие — летописец особо подчеркивает, что для строительства Дмитриевского собора уже «не искали мастеров от немец». Однако по одной из версий среди строителей все же были и выходцы с Балканского полуострова — болгары, сербы или далматинцы. Это объясняет сходство белокаменного убранства собора с общесредневековыми традициями, характерными не только для Балкан и Византии, но и других европейских государств. В 1197 году в Дмитриевский собор из базилики св. Дмитрия в греческом городе Фессалоники (Солунь) были привезены главные реликвии - «доска гробная» — большая икона, изображающая святого в полный рост, и серебряный чеканный ковчежец, где находилась «сорочка» — частица одежды, пропитанная кровью мученика. Летописец сообщает: «И принес доску гробную из Селунясвятого мученика Дмитрия, миро непрестанно точащего на здравье немощным, в той церкви постави, и сорочку того же мученика тут же положи».
Каким образом эти реликвии попали в Дмитриевский собор — интересная и отдельная тема. Историки полагают, что создание реликвария могло быть задумано Всеволодом Большое Гнездо задолго до того, как он стал владимирским князем. В возрасте восьми лет малолетний Всеволод вынужден был покинуть Русь в 1162 году вместе с матерью и братьями — под давлением старшего брата, «самовластца» Андрея Боголюбского. Мать Всеволода — византийская принцесса — поселилась в Константинополе, при дворе императора Мануила Комнина, где св. Дмитрий почитался как покровитель императорской семьи. Через 7 лет, которые Всеволод провел в изгнании, он вернулся на родину и вскоре занял прочное положение на Владимирском столе, и получил возможность впоследствии осуществить свой замысел — построить дворцовый Дмитриевской собор.
Современный вид собора значительно отличается от первоначального: он пережил разрушительные пожары в 1536, затем в 1719 и в 1760-е годы. Известно, что еще в XV веке велись ремонтные работы, инициаторами которых были московские князья. В начале XVI века собор еще числился великокняжеским, но позже это значение потерял. В XVI-XVII веках собор подновлялся, частично утрачивая старые конструктивные и декоративные элементы.
Дмитриевский собор в 1830-е годы. Чертеж Ф. Рихтера
По мнению некоторых исследователей самый большой урон был причинен зданию в XIX веке и отнюдь не пожаром. В 1834 году, во время посещения Владимира император Николай I обратил внимание на крайнюю ветхость и бедность храма и пожелал привести собор в «первобытный вид». Усердные «реконструкторы» разобрали в 1837—1839 годах окружавшую собор с юга, запада и севера галерею, подведенную под уровень аркатурно-колончатого пояса, а также примыкавшие с севера и юга башни с внутренними лестницами, ведущими на хоры. Эти невосполнимые потери не только исказили облик храма, но и сильно ослабили его конструкцию. В 1840—1847 годах состоялся ремонт и внутри здания: стены были заново расписаны, при этом погибли древние фрески, пол опущен, устроен новый иконостас, винтовая лестница на хоры. В 1883 году появилось калориферное отопление, позволившее вести службу круглый год. До революции 1917 года здание ремонтировалось еще в 1896 и в 1906 годах.
Дмитриевский собор в 1834 г. Рисунок Ф. Дмитриева.
После 1917 года Дмитриевский собор сохранил свое значение как памятник древнерусского искусства. В 1918 году в нем работала Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством И.Э. Грабаря. Именно в это время под хорами были обнаружены фресковые росписи XII века, изрображающие эпизоды их сцены «Страшного суда», что стало важным культурным событием Однако уже в 1919 году собор был закрыт для богослужений и передан Владимирскому музею. Отопление бездействовало, разрушались конструкции, настенные росписи, белый камень. Здание собора было в плачевном состоянии, требовавшем экстренного возобновления ремонтных работ, которые были начаты только в 1937 году. Несмотря на военные действия Великой Отечественной Войны, архитектор А.В. Столетов сумел провести работы по укреплению конструкции собора в 1941 г. К проблеме сохранения белого камня архитекторы обратились только в 1974—1980-е годы, а окончательный этап восстановительных работ был осуществлен совсем недавно — в 1999—2004 годах: белый камень был покрыт защитной пластической смесью, устроены водосточные трубы, заменен крест на куполе и создан специальный микроклимат внутри собора, позволяющий сохранить этот выдающийся памятник. В настоящее время в храме находится музей, а сам Дмитриевский собор включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Архитектура
Дмитриевский собор — это классический крестово-купольный трехапсидный храм, одноглавый и четырехстолпный. Ясность композиции, торжественный ритм архитектурных форм, величаво-спокойные пропорции воплощают идею могущества великокняжеской власти — ведь некогда собор являлся центром всего владимирского дворцового комплекса.
Дмитриевский собор. План.
Стоит обратить внимание на то, что глава собора на высоком барабане покрыта золотым шлемом. Шлемовидное покрытие глав — одна из примет древней архитектуры (как правило, до XVI века включительно).
Основным материалом для строительства служил белый камень — известняк. Фасады храма четко разделены на три яруса. Нижний практически лишен какого-либо убранства, ведь первоначально он был закрыт одноярусными галереями, окружающими собор с трех сторон. По углам галерей располагались лестничные башни, похожие на башни киевского Софийского собора. Эти галереи и башни вероятнее всего появились или были перестроены чуть позднее самого собора и соединяли собор с княжеским дворцом. Они также имели белокаменную резьбу, несколько отличавшуюся по стилю, которую впоследствии, при разборе галерей и башен в 1838 году, использовали для заделки утрат на фасадах собора.
Средний ярус демонстрирует аркатурно-колончатый пояс с богатейшим орнаментом. Верхний ярус по всей своей плоскости, от верха аркатурно-колончатого пояса до закомар также украшен резьбой. Колонки аркатурного пояса в этом обилии резьбы воспринимаются как окаймляющая лента. Резьба присутствует и на цилиндрическом барабане, на котором возвышается золоченый купол.
Однако конструктивная целостность не нарушается декором: вертикали пилястр ритмически членят фасады, подчиняя все резное убранство архитектуре.
Скульптура
На фасадах Дмитриевского собора находятся более пятиста рельефов. Подлинные рельефы сохранились на западном фасаде, в центральных и восточных пряслах южного и северного фасадов, на апсидах. На западные прясла южного и северного фасадов попало много резных камней с упоминавшихся выше разобранных башен, немало рельефов пришлось выполнить заново. Древний аркатурно-колончатый пояс уцелел только в западном прясле северного фасада, остальные колонки и фигуры святых вырезаны в XIX веке. Исключение составляют снятые с башен 13 колонок и сидящие святые на западном фасаде. Кроме того, с башен сняты также и каменные блоки с раскидистыми «древесами» под фигурами святых.
Скульптурное убранство портала. Фрагмент.
Резные камни а фасадах храма создают причудливую картину мира, где христианские образы гармонично сосуществуют с образами языческой мифологии и сюжетами средневековой литературы. Резьба колончатого пояса изображает целую галерею святых, среди которых имеются фигуры князей Бориса и Глеба. Под каждой фигурой вырезаны изображения фантастических животных или растений. Скульптуры разделяют резные колонки аркатурного пояса.
Можно предположить, что в первоначальном замысле скульптурного оформления собора ведущей является тема власти. Южный фасад украшен большой по размеру композицией «Вознесение Александра Македонского на небо». Этот сюжет, который современному наблюдателю кажется весьма необычным для украшения православного храма, в средние века был необычайно популярен и на Руси, и в Европе, и на Востоке благодаря византийской повести «Александрия», переведенной на многие языки. По мнению академика Б.А. Рыбакова «Вознесение Александра» в церковной скульптуре второй половины XII века было равноправно важнейшим христианским изображениям. Александр изображен в плетеном коробе, который несут на крыльях два грифона. Он держит в руках маленьких львят, выступающих в качестве «приманки» для грифонов. Летающие чудища тянутся к приманке, забирая тем самым царя ввысь. Этот сюжет был очень распространен во владимиро-суздальском искусстве: он украшал и первоначальный Успенский собор во Владимире, и церковь Покрова на Нерли, и символизировал божественное покровительство княжеской власти.
На северном, обращенном к городу, фасаде находится рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Всеволод Большое Гнездо изображен сидящим на троне в окружении своих старших сыновей Константина, Георгия, Ярослава и Святослава, с новорожденным Владимиром на руках. Всего у князя было двенадцать сыновей. Это, как известно, и послужило причиной возникновения его прозвища «Большое Гнездо».
Западная стена храма украшена тремя рельефами, стилизованно иллюстрирующим подвиги Геракла. По одной версии, владимирские мастера позаимствовали эти сюжеты из западноевропейской культуры: они перенесли на стены дворцового храма изображения, украшавшие средневековый романский ларец, который хранился в княжеской казне.
Царь Давид играет на лютне. Фрагмент рельефа.
Центральное место среди персонажей, присутствующих в оформлении Дмитриевского собора, занимает фигура царя Давида. Она представлена в декоре трех фасадов храма. В образе Давида — псалмопевца, пастыря, царя, пророка — вероятнее всего, предвосхищен образ Христа. Весь тварный мир — звери, птицы, деревья и травы- внимает Давиду у подножия престола. Согласно другому мнению рельефы Дмитровского сбора восходят к народной мифологии, указывая на связь изображений с «Голубиной книгой», главное действующее лицо которой — царь Давил, добрый заклинатель природных сил и вдохновенный певец. Г.К. Вагнер, автор специальной монографии о скульптуре Владимиро-Суздальской Руси, считал, что на рельефах Дмитриевского собора изображен вовсе не Давид, а его сын Соломон, пророк и царь, который держит в руках не гусли, а свиток. Соломон считался идеалом мудрого правителя, и именно поэтому Всеволод стремился украсить его изображениями свой дворцовый храм.
Рельеф аркатурно-колончатого пояса. Фрагмент.
Новозаветная тема представлена образами святых в аркатурно-колончатом поясе и в медальонах, а также двенадцать всадников.
Сложно не отметить, что при всем этом большая часть рельефов посвящена нецерковным сюжетам. По мнению некоторых исследователей, звериный мир рельефов Дмитриевского собора по сути является «аристократическим» звериным миром, приобретавшим значение геральдических эмблем знати. И действиельно, княжеские гербы XII-XIII веков часто содержали изображения барсов, пардусов и других геральдических существ. Поэтому существует предположение, что на стенах собора воплощены не представления народной мифологии, а образы, пришедшие из мира средневековой книжности — с ними была знакома княжеская знать. Простому народу подобные сюжеты были неизвестны и непонятны, удивляли и даже устрашали. Кроме того — и на это стоит обратить внимание — первоначально собор стоял за белокаменной стеной детинца и его резьбой могли любоваться лишь те, кто имел доступ на княжеский двор.
Фрески
Сегодня, когда собор открыт для посещений, можно увидеть и фрагменты внутреннего убранства храма, которых сохранилось, к сожалению, совсем немного. Росписи XII века входят в композицию «Страшный суд». В центральном своде под хорами сохранились фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелы позади них. В малом своде под хорами — сцены рая: трубящие ангелы, апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, «Лоно Авраамово» с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, а также Богоматерь на престоле.
Деталь фрески «Страшный суд». Роспись южного склона центрального нефа.
Росписи Дмитриевского собора представляют собой оригинальный вариант классического византийского стиля конца XII века. Их отличает одухотворенность образов, пластичность фигур, тонкие сочетания красок. Особенно поражает воображение совершенная красота ангельских ликов. Следует отметить также необычную для того периода реалистичность в изображении апостольских ликов, имеющих индивидуальные черты. Необычно также развернутое изображение райского сада: деревьев с пальмовыми ветвями; решетка, поддерживающая виноградные лозы; птицы, клюющие виноград.
Вероятно, живописцы прибыли во Владимир из византийского города Фесаллоники, откуда происходят священные реликвии Дмитрия Солунского.
Как добраться:
Адрес: Владимирская область, г. Владимир, Соборная площадь
Географические координаты: 56.129093°N 40.410870°E
Шоссе М7
Автобус: прямые и транзитные автобусные рейсы из Москвы
Железная дорога: пригородные поезда из Москвы с Курского или Ярославского вокзала, поезда из Санкт-Петербурга с Московского вокзала.
На карте:
Ссылки по теме:
- С.М. Новаковская-Бухман «Царь Давид в рельефах Дмитриевского Собора во Владимире» на портале Электронной научной библиотеки по истории древнерусской архитектуры РусАрх
- А.И. Комеч «Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы» на портале Электронной научной библиотеки по истории древнерусской архитектуры РусАрх
- Исследование профессора С.В. Заграевского о вопросах первоначального вида и датировки Дмитриевского собора во Владимире на сайте, посвященном истории древнерусского зодчества ruarc.ru