По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Храм Христа Спасителя

Этот храм, являющийся, наряду с ансамблем Кремля и собором Василия Блаженного, визуальной доминантой центра современной Москвы, безусловно, стал также и символом трагической истории Православной России.

История

25 декабря 1812 г. император Александр I издал манифест «О построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя в ознаменование благодарности к Промыслу Божию за спасение России от врагов».

Первоначальный проект, предусматривающий возведение храма на Воробьевых горах (архитектор А. Л. Витберг; заложен в 1817 г.), не был осуществлен. Новый проект архитектора К. А. Тона был утвержден в 1832 г. императором Николаем I.

Храм был заложен в 1839 г. на Пречистенской набережной (переименованной в Набережную Христа Спасителя в той части, что примыкала к новому собору), в древнем урочище Чертолье на месте Алексиевского женского монастыря. Здания монастыря были разобраны, а сестры переведены в Красное Село. Храм строился на средства казны и народные пожертвования.

Десять дней спустя после коронации Александра III в Кремле, 25 мая 1883 г., состоялось освящение храма митрополитом Иоанникием, явившееся завершением праздников, приуроченных к коронации. Освящение придела святителя Николая состоялось 12 июня, придела св. благоверного князя Александра Невского — 8 июля.

К. А. Тон ориентировался на тип Московской соборной церкви XV—XVI вв., восходящий к традиции Владимиро-Суздальской Руси. В композиции храма Христа Спасителя были использованы характерные черты Успенского собора Московского Кремля (пятиглавие, луковичная форма глав, аркатурный пояс). План и объемная организация его приближаются к храму Вознесения в Коломенском: равноконечный крест, всефасадность. Одинаковая обработка каждого фасада отвечала возрождаемой вновь скульптурности допетровских церквей, рассчитанных на обозрение со всех сторон.

В соответствии с традицией собор был поставлен на открытой площадке. Прослеживается также стремление к монументальности за счет увеличения абсолютных размеров сооружения (его высота более 100 м). Храм Христа Спасителя был удачно вписан в панораму города, он не выглядел огромным, напротив, только отойдя на значительное расстояние, можно понять его истинные размеры. Вокруг храма была устроена красивая площадь и набережная до Большого Каменного моста, разбит сквер.

Храм занимал площадь в 6823 м2, высота его, от основания до креста, достигала 103,5 м. Расчетная вместимость храма — 7200 человек, максимальная — 15 тысяч.

Центральный купол Храма представляет собой колоссальный свод общей площадью 1137 м2. Внутреннее пространство свода имеет высоту 15 м. В основании его лежит окружность диаметром 25 м. Штукатурный слой и левкас, на которые нанесена живопись, как и в XIX в., отнесены от конструкции купола на расстояние 10—15 см.

23 (10) сентября 1839 г. в Москве на Алексеевском холме был торжественно заложен храм Христа Спасителя. Закладка, совершенная святителем Филаретом, митрополитом Московским, была приурочена к празднованию 25-летней годовщины окончания Отечественной войны 1812 г. и взятию Парижа в марте 1814 г. Храм был воздвигнут в благодарение Богу за национальное спасение России и ее победу над Наполеоном. Созидаемый храм, как главный храм России, был символом русского патриотизма и воплощением национальной идеи, рожденной в лоне Православия и неотделимой от Церкви.

Это была сугубо русская традиция — ставить в честь великих побед благодарственные храмы-памятники, пишет исследователь Елена Лебедева в статье «Идея «Москва — Третий Рим»» в символике Храма Христа Спасителя».

До наших дней уцелели и московские предшественники храма Христа Спасителя: церковь Всех Святых на Кулишках, поставленная во славу победы на Куликовом поле, храм Покрова Божией Матери на Рву — в честь взятия Казани, Казанский собор на той же Красной площади—в честь победы над польско-шведской интервенцией в Смуту, церковь Иоанна Воина на Большой Якиманке — в честь Полтавской битвы...

День национального освобождения России в Отечественной войне пришелся на Рождество Христово, поскольку к концу декабря 1812 г. на территории России не осталось ни одного наполеоновского солдата. Оттого главный престол благодарственного храма освятили во имя этого великого праздника. И по указу императора, с 1813 г. после Рождественской литургии во всех русских церквах служили благодарственный молебен в память о спасении России от нашествия иноплеменных.

Идею строительства храма Россия восприняла с воодушевлением. Плеяда талантливых архитекторов, скульпторов, художников стремилась воплотить главную идею благодарственного храма, где христианская религия и отечественная история сочетались бы в единое естественное целое.

Однако первый принятый проект архитектора Карла Витберга, столь понравившийся Александру I, страдал идеей духовной абстракции. Устройство мистического «чисто христианского храма», по замыслу архитектора, следовало извлечь из самой души человека, где обитает Святой Дух. Храм, заложенный в 1817 г. на Воробьевых горах, не выражал национальной идеи и был создан не в традициях русского зодчества. Его сооружение не состоялось отчасти и по этой причине. После смерти Александра I, страстно увлекавшегося мистикой, на престол вступил консервативный государь, и с подобной мистикой было покончено.

Отечественная война словно была предупреждением Божиим России о зле «галломании», охватившей русское общество с XVIII столетия. Колоссальный рост национального самосознания требовал возвращения к историческим ценностям. Главное же, что в те годы национальная идея благодарственного храма уже требовала и воплощения в национальных формах архитектуры.

Это стало причиной победы архитектора Константина Тона на конкурсе: Николаю I была близка его идея традиционности и величественности, лежавшая в основе замысла храма. И место для него выбрали символическое, по словам одного современника, «где случилось решение Бога быть России». В 1612 г. здесь находился штаб князя Пожарского: отсюда он с воинами переправился в Замоскворечье и там бился насмерть с гетманом Ходкевичем, стремясь не допустить его армию на помощь к осажденным в Кремле польским интервентам. А знаменитый келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраамий Палицын совершил тут молебствие «о побеждении на враги».

Храм Христа Спасителя по проекту Тона был не только воплощением национального зодчества, но и истинным символом русской национальной идеи. Архитектора при жизни называли отцом национального русско-византийского (или, как тогда говорили, «византийского») стиля, в котором был построен московский храм. Пятиглавый исполин с огромными золотыми куполами, похожими на корону, напоминавший москвичам пасхальный кулич, оказался необыкновенно органичен духу Старой Москвы.

Интересно, что, несмотря на столь долголетнее строительство, проект ни разу не претерпел никаких изменений. Шквал критики обрушился на этот храм. Тона осуждали за неудачный проект, за «патриархальный» византийский стиль, за воплощение казенной теории официальной народности. Говорили, что храм похож то ли на самовар, у которого чаевничает какой-нибудь замосквореченский купец, то ли на гриб, то ли на чернильницу,— эпитеты менялись в зависимости от времени критики. Художественной ценности не представляет — таков был вывод-причина его разрушения. Всем памятны и недавние споры о «новоделе» и его целесообразности, с апелляцией к тем самым доводам об отсутствии художественной ценности.

Однако храм Христа Спасителя имеет два самобытных признака, отличающих его от остальных православных храмов. Во-первых, он посвящен лично Господу, и в нем очень много изображений, повествующих о событиях земной жизни Иисуса Христа. Образы Нового Завета, открывшего Закон Божий, тесно переплетены с ветхозаветными, пророчествовавшими о пришествии в мир Мессии — Божественного Спасителя рода человеческого. Во-вторых, канонические сюжеты связаны с историей России от принятия христианства до Отечественной войны 1812 г., в которой Богохранимая и Богоизбранная на мессианский подвиг Россия не только отстояла свою национальную независимость, но и одержала победу над злейшим врагом мира, о чем и благодарила Господа в храме, посвященном Его Имени.

Эти две особенности стали основным образом выражения национальной идеи «Москва — Третий Рим», которая и легла в основу замысла храма. Огромную важность имел и тот факт, что в создании образа храма принимало участие высшее духовенство, в первую очередь святитель Филарет, выбиравший сюжеты для росписи важнейших частей храма и фасадных горельефов,— ведь эта идея родилась в лоне Церкви.

Напомним, что идея «Москва — Третий Рим» окончательно сложилась в XVI в. В 1439 г. в Италии на Флорентийском Соборе была подписана церковная уния, которая переводила Православную Церковь под власть Папы Римского. Византия пошла на это соглашение, надеясь на военную помощь Европы в борьбе с турками-османами. Но в 1453 г. Константинополь — Второй Рим — все же пал под ударами завоевателей. Русь не признала Флорентийскую унию и крушение Византийской империи сочла небесной карой за предательство Православия. Третьим Римом, призванным сохранить Соборную и Апостольскую Церковь и явить всему миру свет Православия, стала Москва.

На протяжении веков Москва собирала вокруг себя русские земли, созидая сильное и могучее Государство Российское. Все больше крепла ее мощь, и в недрах национального самосознания родилась идея, что столь великому государству суждено великое предназначение.

В основе идеологии Третьего Рима лежит представление о Богохранимом и Богоизбранном Городе, призванном осуществить историческую миссию и тем выполнить Божественную Волю.

В русской трактовке эта идея имела глубоко христианскую основу: мировой миссией Богоизбранной Руси стало сохранение Православной Церкви. А высшей целью Третьего Рима был Небесный Иерусалим — грядущее Царствие Небесное, которого невозможно достичь вне Церкви. Государство осмыслялось как оплот Православной Церкви, как христианская Держава, защищающая своей властью и силой Православие. Церковь же была не только целью, но и основой, залогом исторического существования России.

Для этой идеи характерны следующие постулаты: исключительное значение Православной Церкви в осмыслении исторической миссии и существования России как национального государства и мировой цивилизации, исключительная роль государства в сохранении и защите Церкви и непреложный принцип симфонии.

Храм Христа Спасителя стал вторым равнозначным градостроительным центром наряду с Красной площадью и Кремлем. Более чем стометровая высота и расположение на высоком Алексеевском холме делали его главной вертикальной доминантой города. И хотя, по московскому обычаю, запрещалось строить в городе сооружения выше Ивана Великого, для благодарственного храма, посвященного Господу, было сделано исключение. Храм торжествовал над Москвой, и его горящие на солнце громадные купола были видны далеко с окрестностей города. Он был созвучен идее Кремля, свидетельствовал ей, по-новому раскрывая в себе ту же мысль о Православной Богоизбранной России, хранимой под сенью Христа Спасителя. В нем Россия и благодарила Господа, и осмысляла себя во Христе.

В храме наличествуют также изображения великого сонма русских святых и канонизированных государственных деятелей, положивших жизни в трудах на благо России и укреплявших в ней православие.

Император Николай I особо пожелал, чтобы идея росписи храма напоминала «о Милостях Господних, ниспосланных по молитвам праведников на Россию в течение всех девяти веков ее истории».

В композиции храма развивается историческое время от Земной Жизни Господа (с предшествовавшим я ветхозаветными событиями) до Отечественной войны 1812 г.

Образы великих древних святых сопровождаются изображениями русских святых. При этом образы вселенских и русских святых зачастую напоминают о боях Отечественной войны, совершившихся в их праздники.

Победа над Наполеоном, в которой Россия принесла мир и свободу и себе, и Европе, осознавалась как ее победа над атеистическим, воинствующим Западом, над антихристианской идеей мирового господства. Историческая миссия России осмыслялась здесь как благословение Господа на мессианский подвиг освобождения человечества от завоевателя и ниспровержения его помыслов мирового владычества.

Первый храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет, в связи с чем вспомнили долгое время существовавшую легенду, согласно которой одна из монахинь, возмущенная переносом Алексиевского монастыря, в сердцах прокляла место возведения храма и предрекла, что ни одно сооружение не простоит на этом месте более 50 лет.

Храм стал кафедральным собором митрополита Московского. 15 августа 1917 г. в нем быт открыт Поместный Собор Русской Православной Церкви, восстановивший Патриаршество. Тремя месяцами позже в храме Христа Спасителя был избран первый после двухсотлетнего синодального периода Патриарх Московский и всея России. Им стал митрополит Московский Тихон (Белавин; в 1989 г. причислен к лику святых).

С 1 января 1918 г. при храме Христа Спасителя было создано «Московское братство храма Христа Спасителя». В уставе братства было сказано: «Хранить и защищать храм Христа Спасителя как стяг объединения православного народа в защите своей веры и Церкви, поддерживать его благолепие».

Начиная с 1920-х гг. при психологической подготовке общественного мнения к разрушению храма была начата кампания по дискредитации его художественных достоинств.

В 1922 г., по доносу обновленца В. Д. Красницкого, был арестован и позже расстрелян причт храма Христа Спасителя. Настоятелем захваченного обновленцами храма стал сам доносчик. 9 апреля 1922 г. в храме Христа Спасителя были изъяты «34 пуда 18 фунтов 8 золотников 48 долей серебра, 510 бриллиантов, жемчужная корона, 8 больших алмазов и много ценных вещей с драгоценными камнями».

29 апреля 1923 г. в храме Христа Спасителя открылся второй «поместный собор» обновленцев.

18 августа 1931 г. на месте Храма Христа Спасителя, в соответствии с указанием органов безбожной власти, начались работы по его разборке. Территорию, прилегающую к Храму, обнесли забором. Осенью разборка здания шла уже полным ходом, причем снаружи и внутри одновременно.

Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола. Красавец-Храм умирал на глазах у всей Москвы и России.

Разобрать Храм до основания не получилось, и тогда было решено его взорвать.

5 декабря 1931 г. в 12 часов дня Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен.

После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки. В несколько часов все было кончено. Национальная духовная святыня России была превращена в руины...

Мрамором из Храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 г. раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий...

На месте храма предполагалось построить Дворец Советов — гигантскую башню, увенчанную статуей В. И. Ленина. Однако планы по возведению здания были нарушены Великой Отечественной войной. В 1958—1960-х годах котлован, вырытый под фундамент Дворца, был использован для строительства открытого плавательного бассейна «Москва». Бассейн просуществовал 30 лет.

В конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание храма Христа Спасителя.

Архитектура

Храм Христа Спасителя строился именно в Москве, которая приняла на себя всю тяжесть нашествия Наполеона и всю честь победы.

Архитектура храма способствовала воплощению этой идеи. Он был построен в русско-византийском стиле, то есть в древнерусских традициях церковного зодчества, уходившего глубокими корнями в архитектуру Византии, у которой Русь приняла православие и унаследовала историческую роль.

Храм имеет 12 дверей, по три на каждом фасаде: по числу врат Небесного Иерусалима и по числу апостолов Христа. В плане крестово-купольного пятиглавого храма, увенчанного короной в знак царственности Христа, лежит равноконечный крест — символ Подвига Иисуса Христа и крестного пути всех тех, кто, следуя Ему, положил жизнь за Веру и Отечество. Его простирающиеся на четыре стороны света концы образуют крылья храма: восточное составляет алтарь с росписями о земной жизни Господа и основании Церкви, южное — придел Св. Николая на хорах, посвященный Вселенской Церкви до Крещения Руси, северное — придел святого Александра Невского, посвященный Русскому государству, и западное, в котором прославлена Русская Православная Церковь.

Таким образом, в храме последовательно развивается композиция — 1) от земной жизни Иисуса Христа к основанию Церкви; 2) история Вселенской Церкви до Крещения Руси -и 3) история христианской России от Крещения до Отечественной войны 1812 г. События последней символически означены как в образах святых, в чьи праздники совершились важные бои, так и в устройстве нижней обходной галереи, ставшей мемориалом войны. (Тема Божественного Домостроительства от сотворения мира до победы Христа представлена в росписи главного купола — так храм запечатлел в своем образе священную историю мироздания.)

Образы Иисуса Христа и Его земной жизни занимают главное центральное и подкупольное пространство храма и алтарь, откуда берет начало развитие сюжетной линии. Символика алтаря опирается на идею посвящения храма Господу: здесь начинается повествование о земной жизни Спасителя, от Рождества до последних дней, смерти и погребения.

В конхе храма находится огромное изображение престольного праздника, Рождества Христова. Ниже — «Тайная Вечеря», а по обеим сторонам от нее — изображения последовавших событий: «Моление о Чаше», «Се человек», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие со Креста», «Положение во Гроб». Все эти шесть подлинных полотен, выполненные знаменитым художником В. П. Верещагиным, чудом уцелели и ныне вновь заняли свое место в алтаре, став святыней возрожденного храма.

И отсюда же, с алтаря, начинаются изображения вселенских святых, имеющих отношение к творимому в алтаре Таинству. Тут представлены святые отцы первых веков христианства и составители чина Божественной литургии, среди них — Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Двоеслов. А внутри алтарной сени (шатра-иконостаса) есть образ св. Алексия в память об Алексиевском монастыре, прежде стоявшем на том месте, и образ св. Архипа: в день его праздника, 19 февраля (3 марта) 1855 г., вступил на престол государь-храмоздатель Александр II, при котором храм был достроен, расписан и подготовлен к освящению.

В плане собор представлял собой равноконечный крест.

Снаружи храм был отделан мраморными плитами. Соединения мраморных частей с кирпичом заливались свинцом. Внешняя часть, фасады, были оформлены двойным рядом мраморных горельефов святых и картинами из священной истории, исполненными скульпторами П. Л. Клодтом, А В. Логановским, Н. А. Рамазановым и другими из протопоповского мрамора.

Все входные двери были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого.

Современников восхищали размеры храма: он мог вместить до 10 тысяч человек.

Роспись

Богатое внутреннее убранство храма Христа Спасителя состояло из росписей и украшений из камней — Лабрадора, шошкинского порфира и итальянского мрамора. Внутренняя отделка храма и живопись в византийском стиле отличались большой роскошью. Живопись на стенах принадлежала кисти прекрасных русских художников: В. П. Верещагина, В. Б. Маковского,

Г. И. Семирадского, В. И. Сурикова, И. Н. Крамского, Ф. А. Бруни и др. Изображение Бога Саваофа на своде главного купола, находившееся на высоте 33 саженей, принадлежало кисти проф. Маркова. Это изображение имело около 12 саженей в диаметре. Бронзовые украшения, подсвечники и паникадила были выполнены архитектором Л. В. Далем. Пояс главного купола был украшен фресками академика Кошелева. Главный иконостас был скомпонован в форме богатой мраморной сени, имеющей вид часовни.

По периметру здание опоясывала галерея, которая стала первым музеем войны 1812 г. На стены галереи были вмонтированы мраморные доски, на которых были увековечены события Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русских войск 1813—1814 гг., назывались имена военачальников, отличившихся офицеров и солдат.

Шатровый иконостас, созданный при участии святителя Филарета, стал главным символом храма — восьмигранная часовня из белого мрамора с восемью главками, внутри которой находится престол, знаменовала пещеру Гроба Господня. Кроме того, она образно повторяла форму храма Покрова Божией Матери, что на Рву, а огромное внутреннее пространство храма Христа Спасителя символизировало Красную площадь, с ее образом апокалиптического Нерукотворенного Храма. В центре иконостаса находятся Царские врата. На их дверцах по канону изображаются Благовещение и святые апостолы-евангелисты.

В храме Христа Спасителя по бокам Царских врат еще установлены четыре иконы святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, что в замысле храма символизирует предстояние Господу русских святых, созидавших Государство Российское в лоне Православной Церкви.

Та же идея присутствует и в росписи пояса главного купола — нижеследующее изображение после образа Господа Бога Саваофа в своде купола. Здесь представлено торжество Небесной

Церкви, славящей победившего Господа у Его Престола: по обеим сторонам от Спасителя изображены тридцать персонажей, которые пророчествовали о пришествии Христа, или были свидетелями Его земной жизни, или проповедовали Его учение и укрепляли христианскую веру. Россия представлена здесь в образах святых князей Владимира Великого и Александра Невского.

Центральное пространство храма всецело посвящено Господу. Образы Иисуса Христа присутствуют в росписи парусов и ниш, в трех глухих сводах малых куполов, в арках на хорах, над дверями храма. Ради воплощения идеи храма было допущено отступление от канонов. На парусах храма, вместо традиционных образов апостолов-евангелистов, изображены три великих чуда Спасителя, в которых была явлена Его Божественная Слава — Преображение, Воскресение и Вознесение, а на четвертом парусе — Сошествие Святого Духа на апостолов как торжество победы Спасителя и начало истории Его Церкви. Канонические образы апостолов-евангелистов находятся под этими изображениями, как свидетелей Господних чудес, поведавших о них человечеству.

Мысль об истории Церкви, основанной Христом, последовательно развивается на хорах. Там освящены два придела — во имя Св. Николая Чудотворца и св. Александра Невского по тезоименитству четырех русских императоров-храмоздателей. Так получилось, что один придел освящен во имя византийского святого, ориентированный на юг — по направлению к малоазийской стране, где совершил свой подвиг великий угодник Божий, а другой — во имя русского святого, ориентированный на север, где состоялась судьбоносная Невская битва.

Развитие сюжета храма начинается с востока, где в алтаре представлена роспись, повествующая о земной жизни Господа и основании Церкви. Далее по часовой стрелке движение следует на юг, в Никольский придел, где повествуется об истории Вселенской Церкви в ГУ—X вв. от Никейского Собора до времени Крещения Руси (именно там находятся монументальные суриковские полотна о Семи Вселенских Соборах).

Западное крыло посвящено Русской Православной Церкви. Заканчивается этот исторический цикл в северном крыле, в приделе св. Александра Невского, где представлена история Государства Российского под сенью Православной Церкви и исповедуется симфония Церкви и государства.

Над арками, обращенными в центральное пространство храма (второй ярус росписи), помещены чудотворные иконы Божией Матери, оказавшие великие милости России и покровительствовавшие русской армии в Отечественной войне 1812 г. Каждому образу предстоят святые угодники Божий, по молитве которых было явлено заступничество Богоматери в разные эпохи русской истории, защитившей Русь от татар, немцев, шведов, литвы, поляков, французов...

История Православной России вновь представлена как часть священной истории. Образы святых Древней Церкви сопровождают образы великих русских святых. Образам великих римских и византийских правителей сопутствуют образы русских государей, канонизированных Церковью. Точно так же как Россия в идее храма является смысловым центром композиции, так и Церковь занимает ключевое положение в концепции России как христианской цивилизации.

Западное крыло храма (против главного алтаря) полностью посвящено Русской Православной Церкви со времен Крещения Руси. Здесь изображены русские святые, созидавшие в России православие, ее хранители от войн и междоусобных браней, устроители святых обителей и молитвенники о России на Небесах.

В монументальной стенной росписи запечатлены эпохальные события русской истории, в которых была явлена судьбоносная для России сила Православия, с самого начала его появления на Руси. Повествование начинается со крещения святой Ольги, где подчеркивается преемственность русского христианства от Византии. Здесь изображено, как святая Ольга, выйдя из купели, принимает благословение от константинопольского патриарха. Идея православной симфонии, столь характерной для России, проповедуется в образах «Крещение киевлян» и «Основание Киево-Печерской Лавры», которые повествуют об изначальной поддержке Церкви государственной властью на Руси. Тут изображены св. Владимир, молящий Бога о ниспослании благословения русскому народу, и киевский князь Изяслав, исцеленный св. Антонием Печерским, за что в благодарность подарил монахам высокую гору над киевскими пещерами — Великая Лавра стоит там и по сей день.

Два образа посвящены самой Москве. Интересно, что для храма были отобраны два исторических события, ставших вехами в судьбе Москвы как столицы России. Это «Закладка Московского Успенского собора в 1326 г.» с изображением великого князя Ивана Калиты и «Сретение иконы Владимирской Божией Матери», спасшей стольный град от нашествия Тамерлана в 1395 г.

Здесь же присутствуют сюжеты, связанные с Отечественной войной. Образом «Явление Богоматери Преподобному Сергию» митрополит Платон благословил Александра 1, когда император отправлялся в армию, оттого этот образ запечатлен на стене западного крыла. Над южной хорной аркой находится Смоленская икона Богоматери, пребывавшая в стане русских воинов перед Бородинской битвой. Над северной аркой — Казанская икона Богоматери, которой митрополит Платон благословил М. И. Кутузова.

Северный придел св. благоверного князя Александра Невского полностью посвящен православному государству Российскому. В росписи представлены церковные и государственные деятели, собиратели земли Русской, родственники св. князя Александра Невского, его современники и преемники, утверждавшие в России православную веру и канонизированные Церковью, а также святые мученики, пострадавшие или павшие в битвах за Отчизну. Здесь изображены и особенно чтимые в России 28 чудотворных икон Божией Матери, через которые Она спасла от бедствий и Москву, и многие русские города. Это и Боголюбская икона, и Феодоровская, Страстная, Грузинская, Печерская, Гребневская, Тихвинская.

В монументальных настенных образах представлены сюжеты из жития Александра Невского, восхваляющие святого князя как твердого исповедника православия и радетеля о Русской земле. Образ «Послы Папы пред Александром» восславляет верность русского князя Православной Церкви, что, всегда, во все времена, являлось и сохранением национальной независимости. Здесь изображено, как князь отказывает папским легатам принять на Руси католичество: «Мы знаем истинную веру и Церковь от Адама до Христа и от Христа до VII Вселенского собора, содержим то самое учение, которое преподано Апостолами, и вашего учения принимать не желаем».

Аналогичная сюжетная линия развивается в наружном образе храма, на его уникальных фасадах. Здесь также связаны в единой мысли образы Господа, Богоматери, Небесных Сил, Вселенской и Русской Церкви, священная история, история России и Отечественная война. Композиция фасадов развивает идею преемственности России Риму, Византии и Иерусалиму.

Первой и главной темой стали образы Господа, Богоматери и Сил Небесных, хранивши?: Россию всю ее историю.

За ними следуют персонажи Ветхого Завета, явившие истинную веру и связанные со строительством Иерусалимского храма, как иудейские цари Давид и Соломон, которым уподоблялись императоры Александр I и Николай I, воздвигшие в России храм Имени Господа.

Следующую группу составляют изображения русских иерархов, святых, ратников за Отечество, небесных покровителей русских государей-храмоздателей, всех тех, кто просвещал Россию во Христе и укоренял в ней Православную Церковь.

Наконец, на фасадах храма запечатлены картины священной и русской истории, а также образы тех святых, в чьи праздники состоялись победоносные сражения Отечественной войны.

Фасад

Общая идея всех горельефов согласуется с предназначением храма свидетельствовать о богохранимости и богоизбранности России.

Скульптуры на фасадах имеют одинаковую схему расположения (поясами: в верхних медальонах, у дверей, у оконных арок, на углах), но отличаются сюжетами в зависимости от стороны света, на которую ориентирован данный фасад: каждый из них несет свою идею.

Главным храмовым фасадом является западный, посвященный истории создания благодарственного Храма. Здесь помещена ключевая композиция, изображающая Господа во Славе Его и символизирующая единство Небесных и земных сил, созидавших Храм Его Имени. В центре (в верхнем среднем медальоне) — Сам Иисус Христос, благословляющий Обеими Руками, в окружении Небесных Сил и Архангелов, изображенных при оконных арках. Рядом с Господом (в боковых верхних медальонах) — небесные покровители русских императоров-храмоздателей и их супруг.

Скульптура этого фасада выражает и главную идею самого храма, символизируя русское воинство под защитой Сил Небесных. Отсюда изображения при арке правых врат двух Ангелов с церковными хоругвями — в память московского ополчения 1812 г., имевшего вместо знамен церковные хоругви, и при арке левых врат — двух Ангелов с наклоненными знаменами, на которых начертан крест. При арке больших средних врат изображены Четыре Ангела, держащие над вратами хартию с надписью — «Господь Сил с нами».

На углах западного фасада расположены монументальные композиции на сюжеты из Ветхого Завета, символизирующие создание храма Христа Спасителя. Их сюжеты повествуют об истории построения в Иерусалиме главного ветхозаветного храма Израиля, которому символически уподоблялось построение московского храма во имя Господа.

Южный фасад, выходящий к Москве-реке, посвящен периоду Отечественной войны с июня по декабрь 1812 г., когда сражения проходили на территории России. Здесь изображены, во-первых, святые, в чьи праздники состоялись важнейшие битвы 1812 г. (св. Иоанн Креститель, св. Роман Рязанский, св. апостол Фома), и осмысляется богохранимость России в этой войне. Вторую группу изображений составляют персонажи Ветхого Завета (Моисей, Деворра), напоминающие о благодати для человека или народа упования на Бога. О чудесной Божественной помощи верным свидетельствует горельеф «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину», посвященный победоносной битве за древний город Иерихон. Этот библейский сюжет аллегорически связан с Отечественной войной, а святой Архангел Михаил был и небесным хранителем главнокомандующего М. И. Кутузова.

Монументальные горельефы на углах фасада знаменуют в ветхозаветных образах победу богоизбранной России, принесшей человечеству мир и свободу, и триумфальное возвращение Александра I из Парижа, которого союзники чествовали как освободителя и миротворца. Это символизируют образы Авраама с союзниками, возвращающегося после блестящей победы, которого приветствует царь Мельхиседек (правый горельеф) и царя Давида, победившего Голиафа и встречаемого сонмом жен (левый горельеф).

На восточном фасаде, обращенном к Кремлю, раскрыта иная ипостась идеи благодарственного национального храма-памятника. Поскольку фасад, как и алтарь, ориентирован на восток, на углах изображены два важнейших события в земной жизни Спасителя — Рождество и Воскресение, знаменующее Его победу. Эти образы символизируют два триумфальных торжества в Отечественной войне — изгнание врага за пределы России к Рождеству 1812 г. и взятие Парижа 19 (31) марта 1814 г., случившееся под Пасху, как христианскую победу добра над злом и свободы — над рабством.

Скульптура фасада посвящена молитвенникам Господу за Россию, ее ратникам, которые одерживали блистательные победы в русской истории, всем тем, кто созидал православную Москву, способствовал ее историческому подвигу и славной победе. Среди изображенных — святители Московские, митрополиты Петр, Алексий, Иона и Филипп, Преподобный Сергий Радонежский, св. Иосиф Волоцкий и святые мученики Черниговские, князь Михаил и боярин Феодор, пострадавшие в Орде за христианскую веру в 1246 г.

А в верхнем центральном медальоне — образ великой хранительницы Москвы, Владимирской иконы Божией Матери, в память Бородинской битвы, случившейся в праздник чудотворного образа 26 августа (8 сентября) 1812 г.

Северный фасад, обращенный к Волхонке, посвящен заграничному периоду Отечественной войны 1813—1814 гг., когда сражения проходили за пределами России вплоть до взятия Парижа. Сюжеты его горельефов последовательно развивают мысль о Христовой вере на Руси и творимой Промыслом Божиим российской истории. Здесь Россия представлена преемницей Рима и Константинополя. Первыми в центральной арке больших средних врат изображены святые апостолы Петр и Павел и четыре апостола-евангелиста, символизирующие начало истории Православной Церкви и апостольской проповеди после Воскресения Христа. Далее, при арке правых врат — римский император Константин Великий, основатель Византийской империи, и мать его, царица Елена. Они способствовали превращению христианства в государственную религию Римской империи и Византии, у которой Русь приняла православие. При арке левых врат — св. княгиня Ольга, первая из русских правителей принявшая христианскую веру, и ее внук, св. князь Владимир Великий, крестивший Древнюю Русь.

Около оконных арок — св. апостол Андрей Первозванный, благословивший Киевские горы, святой великомученик Георгий Победоносец, чтимый покровителем града Москвы и воинства Российского, и св. благоверный князь Даниил Московский,— первый великий князь Москвы, при котором она превратилась в самостоятельное удельное княжество, и основатель первого московского монастыря.

Монументальные горельефы на углах напоминают о симфонии Церкви и Государства, о победах русского воинства под сенью Православной Церкви в самые роковые и самые великие моменты истории. Здесь изображены два знаменательных события, случившиеся в те далекие эпохи, когда Россия была на грани гибели, но именно тогда особенно сильно раскрылась воля русского духа к свободе и победе, и когда Москву, а с ней и всю Россию спасла ее православная вера.

Правый горельеф — «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву» — обращает мысль к тяжким временам монгольского ига и национально-освободительной борьбы.

Левый горельеф — «Преподобный Дионисий благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков» — посвящен Смуте, постигшей Русь в начале XVII в.

Увенчивает фасад Иверская икона (в верхнем центральном медальоне), хранительница Москвы и России, исполненная по образу чудотворной святыни из часовни у Воскресенских ворот. Все это воплощает главный замысел храма — восславлять торжество Православия в России и свидетельствовать о нем.

Главный Кафедральный Собор России воссоздан в 1994—2000 гг. благодаря молитвенному предстательству и деятельному участию Святейшего Патриарха Алексия II, Священного Синода, поддержке со стороны всей полноты Русской Православной Церкви, целеустремленности и организаторскому таланту мэра Москвы Ю. М. Лужкова, трудам членов Правительства Москвы, слаженной работе архитекторов, строителей, а также художников и скульпторов, воссоздавших художественное убранство Храма.

Архитектурный замысел комплекса Храма Христа Спасителя разработан Управлением Мос-проект-2 совместно с Московской Патриархией. Руководитель проекта и Главный архитектор — академик М. М. Посохин. В проектировании участвовали архитекторы: А. Н. Оболенский, Д. С. Солопов, А. М. Денисов. Руководил строительством генеральный директор ЗАО «Моспромстрой» В. В. Мороз. Работы по воссозданию художественного убранства исполнены Российской академией художеств во главе с ее Президентом — академиком 3. К. Церетели, в росписи участвовали 23 артели художников. Воссоздание скульптурного убранства фасадов Храма осуществлено скульпторами под руководством академика Ю. Г. Орехова, при содействии фонда «Скульптор». Реставрация подлинных полотен В. П. Верещагина осуществлена Межобластным научно-реставрационным художественным Управлением при Министерстве культуры РФ (МНРХУ) под руководством С. В. Филатова.

Воссоздание Главного иконостаса, мемориальных досок, поставка камня для внутреннего интерьера и наружной облицовки стен Храма, а также все элементы флорентийской мозаики Зала церковных соборов выполнены ОАО «Московский камнеобрабатывающий комбинат» во главе с В. Р. Ткачем. Поставку мрамора, облицовку стен и пола Главного Храма, производство всех кресел для Зала церковных соборов выполнила итальянская фирма Вепсо; внешние камнерезные работы, резные мраморные киоты и боковые иконостасы — фирма Таргет-Цель пол руководством В. И. Суслина.

Возрожденный в храм как живой организм, как идея в камне, запечатленная на языке символов, предстает несколько в ином образе, чем его видели наши предки. Ныне это истинно покаянный храм, олицетворяющий обращение от богоборческой лжи марксизма к Божественному Закону, к христианскому учению о вечности и о Граде Божием, к историческим корням России как православной цивилизации. Храм-мученик воссоздан как благодарение Богу за спасение России и ниспровержение утопии о построении рая на земле, как памятник истории, подвигу и страданиям, как воплощение национальной православной идеи. Именно она вновь читается в символике возрожденного храма.

Как добраться

Москва, ул. Волхонка, д. 15

На карте

Назад

 

© 2008 Музей православного зодчества.
Храмы, церкви, соборы и монастыри России. Архитектура, история и искусство.
Сайт "Музей православного зодчества" является электронным СМИ (Свидетельство № ФС77 - 37756) перепечатка материалов без разрешения редакции запрещена и преследуется в соответствии с ФЗ "Об электронных СМИ" и ФЗ "Об авторском праве"