По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Богоявленский Собор в Китай Городе в Москве

Краткий очерк о воссоздании Богоявленского собора в Китай-городе как памятника архитектуры.

Алексей ОСИПОВ

Богоявленский Собор в Китай-Городе.

Мужской Богоявленский монастырь основан в 1292 г. князем Даниилом Александровичем.Это — второй по древности монастырь в Москве. С 1672 г. территория монастыря простиралась до Никольской ул., где были глав­ные ворота.

В 1693—1696 гг. построено существующее ныне здание Собора, в ниж­ней части которого сохранились стены более древнего со­оружения.

Сохранились документы об освящении 26 января 1697 года Богоявленской церкви. Пристроенный с северо-востока Алексиевский придел был освящен в июне 1697 года. Богоявленский храм представляет собой сооружение, построенное по схеме «восьмерик на четверике». Здание увенчано восстановленной ныне главой луковичной формы на малом восьмерике-барабане.

В основу объемно-планировочной структуры собора положен принцип устройства всех основных помещений на продольной оси церкви — так называемый «корабль» — прием, характерный для посадских храмов XVII в., и последующих многих исторических и стилевых периодов русской храмовой архитектуры. С востока к основному объему примыкает алтарь, с запада — трапезная. Под Богоявленской церковью, в подклете, расположена Казанская церковь- усыпальница. Собор с севера, запада и юга окружен галереей-гульбищем, к западной части которой примыкала колокольня.

Декор Собора отличался особым богатством и пышностью форм. Интересны высо­кий фигурный щипец на западном фасаде трапезной и ча­стично сохранившееся внутреннее убранство. Чрезвычайно выразительны обращенные к Богоявленскому переулку апсиды храма. В начале 18 в. итальянские мастера под руководством Д.М. Фонтана укра­сили интерьер собора алебастровыми скульптурными де­талями. В стены были вставлены надгробные доски работы Ж. -А. Гудона, хранящиеся в Музее архитектуры им. А.В. Щу­сева.

Во время пожара 1737 года колокольня сильно пострадала, и на ее месте не позднее 1760 года построено здание для ризницы, сохранившееся до наших дней. В 1747-49 гг. в западной части северной галереи строится придел великомученика Георгия, а в 1754 году — у южной стены алтаря Казанской церкви — придел Иакова Алфеева.

В конце XIX века паперть вокруг Богоявленской церкви была остеклена.

В середине XIX века во время «поновления» фасада собора, галереи и приделы получили новые фасады, выполненные в штукатурке, а в 1909 году в  нишах малого восьмерика было установлено 8 икон.

Сохранились и другие фрагменты монастыря: братские кельи перед главным фасадом, настоятельские палаты сле­ва от него, 1870—1880-е гг., Торговые Богоявленские ряды, пре­бывающие ныне в плачевном состоянии. Еще в начале 20 в. были разобраны угловые постройки на Никольской улице. В 1910 г. построен Торговый дом монастыря (Никольская ул., 6) в сти­ле модерн. В 1940-х гг. на бывшем монастырском дворе встало новое административное здание.

Начиная с 20-х гг. XX века закрытый собор подвергался бессмысленным разрушениям и пребывал в запустении, ветшал.

Богоявленский собор. Фото 1920-е гг.

Богоявленский собор. 1920-е гг.

Была снесена венчающая часть, разобраны галереи, были полностью уничтожены великолепные интерьеры собора. В интерьере было устроено несколько ярусов перекрытий.

С началом реставрационных работ в 1982 году начались широкомасштабные исследования памятника. Были произведены историко-архивные, археологические исследования, которые дали богатейший материал и открыли ранее неизвестные этапы исторического развития монастыря.

В 1996-99 гг. воссоздано завершение собора — малый восьмерик с венчающей главой. В 1996 году восстановлен придел Иакова Алфеева.

В 1998-99 гг. воссоздан полностью утраченный Алексиевский придел в северо-восточной части собора.

Последовательно восстановлено декоративное убранство по всему объему собора.

Основная работа по реставрации фасадов  памятника, находящегося в такой степени разрушения — вычинка кладки и белокаменного декора. Кирпичная кладка в местах, где выявилась опасность потери несущей способности стены, вычинялась снаружи и изнутри на глубину до 2х кирпичей — т.е. почти 60 см. Белокаменные детали реставрировались по мере возможности, детали с сильными разрушениями заменялись на новые. Каждая из таких деталей исполнялась индивидуально — повторяющиеся декоративные элементы не были изготовлены одинаковыми, они вытесывались в соответствии с увиденными  « отклонениями от шаблона»    утраченных деталей, на место которых они ставились. Некоторые белокаменные детали, вытесанные в XVII веке, относительно хорошо сохранились; в этом случае они оставлялись без какого-либо вмешательства.

Около пятнадцати лет Собор стоял, обнесенный строительными лесами, в 2000 году он, наконец, предстал в восстановленном виде. К сожалению, получилось не все: случились при проведении работ и ошибки, которые возможно будет устранить только во время следующей реставрации. Больше всего это относится к восстановленному малому восьмерику-барабану.

Богоявленский собор. Вид с востока. 1998 г.

Богоявленский собор. Вид с востока. 1998 г.

Предполагается в ближайшее время завершить работы по реставрации Большого собора, восстановить другие, утраченные ныне объекты монастыря, реконструировать здание братских келий, выполнить благоустройство территории.

Разумеется, невозможно полностью «вернуть утраченное»: территория монастыря сократилась на три четверти относительно периода процветания обители в XVII-XVIII вв. На месте древних памятников давно стоят другие здания, датируемые XIX-XX вв.

Духовное возрождение обители  вызывает к жизни желание «облагородить» древнее святое место. Воссоздание монастыря как памятника архитектуры преследует близкую цель. На это накладываются многочисленные процессы современной жизни, вносящие свои коррективы.

По крупицам происходит возрождение —  в широком понимании.

Один из этапов проведенных работ — воссоздание Алексиевского придела Большого собора.

Алексиевский придел. 2003 г.

Придел этот, изначально освященный 7 июня 1697 года, был пристроен к уже завершенной церкви в первый год ее существования. Первоначально здание придела, вероятно, имело декоративное убранство, близкое убранству фасадов основного объема собора , т.е. — характерное для круга памятников, относящихся к т.н. «Московскому» или «Нарышкинскому барокко». По-видимому, придел существовал в первоначальных формах до середины XIX века. На гравюрах, изображающих северный фасад собора, придел изображается с большой степенью условности, просматривается то лучше, то хуже, но пропорциональные соотношения объемов не меняются. Во время ремонта и поновления фасадов, происходившем в середине XIX века, было изменено убранство восточных приделов, и оба они приобрели псевдоклассические черты с тянутыми штукатурными профилями. На Алексиевском приделе были сбиты и разобраны белокаменные и тесанные из кирпича элементы декора. В середине XX века придел был снесен полностью.

Четких изображений и фотографий первоначального облика не сохранилось — из всех частей собора по этому фрагменту оказалось меньше всего информации.

В 1998 году начались проектные и строительные работы по воссозданию придела. Габариты были определены по сохранившемуся обмерному плану нач. XX века, прорисовка объема и декоративного убранства велась с изучением  фотографий, зафиксировавших полуразрушенное здание;  на некоторых изображенных на них фрагментах фасада с отвалившейся поздней штукатуркой прослеживались остатки стесанного в сер. XIX века декора; это дало основание утверждать, что изначально придел имел декоративное оформление, близкое оформлению основного объема Собора.

Культурный слой на месте утраченного придела за триста лет вырос значительно, вокруг здания собора выполнен приямок, а придел поднят на новую отметку.

Фундамент пришлось выполнять с учетом поздних подземных сооружений, примыкающих к  приделу. Из-за экономических трудностей кладка стен и свода велась не из большемерного, а из стандартного кирпича.

Свод с примыкающим полукуполом был выполнен кирпичным, как и изначальный свод. Белокаменные детали вытесывались по шаблонам, но с элементом «живой руки» — по аналогии с мелкими различиями повторяющихся белокаменных деталей основного объема собора.

В 2000 году придел полностью воссоздан в том облике, который он, предположительно, мог иметь в конце XVII века .

Алексей ОСИПОВ

Посмотреть другие фотографии >>

Как добраться:

Адрес:  103012, Богоявленский пер., 2, стр. 4,  (Ст. м. «Площадь Революции»)

Географические координаты:  55.755869°N  37.623267°E

На карте:

Ссылки по теме:

  • История храма на сайте молодежной группы Храма Богоявления в Китай-городе
  • И.К. Кондратьев «Седая старина Москвы. Монастыри в Китай-Городе» на портале www.outdoors.ru «Мир путешествий и приключений»

Назад

 

© 2008 Музей православного зодчества.
Храмы, церкви, соборы и монастыри России. Архитектура, история и искусство.
Сайт "Музей православного зодчества" является электронным СМИ (Свидетельство № ФС77 - 37756) перепечатка материалов без разрешения редакции запрещена и преследуется в соответствии с ФЗ "Об электронных СМИ" и ФЗ "Об авторском праве"