По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Варзуге

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что на Пречистинской стороне села Варзуги на Терском берегу Белого моря — подлинная жемчужина православного зодчества и одна из самых древних деревянных церквей, дошедших до нашего времени.

Игумен МИТРОФАН (БАДАНИН)

Село Варзуга есть самое древнее русское поселение на Кольском полуострове. Никольская сторона реки Варзуги — место «откуда есть пошла Русская Земля» на Крайнем Севере Европы. Это село — колыбель нынешней Мурманской области.

uspenskaya_tserkov1

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Варзуга.  2003 г.

Церковь Святителя Николая Чудотворца, что дала название Никольской стороне села, есть самая первая церковь на Кольском полуострове. Время ее строительства — конец XIV века, и оно связано с деятельностью преподобного Евфимия Карельского и созданного им Николо-Карельского монастыря. В 1419 году монастырский погост на реке Варзуге, равно как и сам Никольский монастырь (район нынешнего Северодвинска) были уничтожены «мурманами»[1]. Местонахождение этого первого укрепленного поселения варзужан можно сейчас установить по сохранившимся названиям местности. На взгорье, в районе бывшего аэродрома села, сохранились «остатки двух древних укреплений — «прямого» и «косого» городищ». В 2009 году Варзуга будет отмечать свое 590-летие. Трагический для села 1419 год считается годом основания этого поселения, поскольку под этим годом поселение впервые упоминается в письменном источнике. Хотя, конечно же, дату возникновения здесь варзужского «городища», как защищенного поселения, следует отнести к много более раннему времени. Если в 1419 году сюда из Скандинавии пришли  разорять Варзугу 500 человек «мурманов» на «бусах и шняках», то значит, было ради чего идти в такую даль. Значит, поселение варзужского городища в 1419 году уже было известным и богатым.

uspensky-komplex

Успенский комплекс.

Что же касается жемчужины деревянного  храмового зодчества на Кольском севере -  Варзужской Успенской церкви, то она впервые упоминается, как предел Никольской церкви, восстановленной Соловецкими монахами в 1491 году, на старом «месте церковном», на Никольской стороне села[2]. Спустя еще семьдесят лет, в 1563 году Успенская церковь уже упоминается, как отдельно стоящее здание возведенное на противоположном, ныне Пречистенском, берегу реки Варзуги, — «церковь, которая была с «верхом» (шатром)»[3].

Эта шатровая церковь, предшественница нынешней Успенской церкви, была, несомненно, меньшего размера и, по-видимому, изначально служила кладбищенской церковью, будучи построенной на древнем кладбище. Об этом свидетельствует высокая плотность древних захоронений, обнаруженных при раскопках в 2004 году,  производившихся в связи с реставрацией здания и установкой 24 опор под домкраты. Захоронения эти  идут сплошными рядами внутри церковного периметра и на всем его протяжении. Многие останки имеют признаки насильственной смерти. Эти суровые берега Кольского полуострова с большим трудом доставались Русскому государству.  Земля эта полита кровью многих поколений русских людей — монахов и мирян — варзужских первопроходцев, положивших свои жизни за державу Российскую и веру Православную.

Ныне воздвигнутое на этих святых могилах здание Успенской церкви — «Успения Пречистой Богородицы» — построено попечением жителей села в 1674 году мастером по имени Клемент, «при благоверном Царе и Великом князе Алексее Михайловиче и при Митрополите Великоновгородском Иоакиме»[4].

usp_tserkov_reconst

Первоначальный вид Успенской церкви. Реконструкция.

Дата окончания строительства определяется по надписи на храмозданном восьмиконечном деревянном кресте, который был укреплен на южной стене церкви: «Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сий в церкви Успения Богородицы в лето ЗРПВ [7182] месяца августа в Д [4]день при Благоверном царе и Великом князе Алексии Михайловиче всея Великия и Малыя и Белыя Руси Само­держце меж патриаршестве и при Митрополите Иоакиме Великого Новаграда и Великих Лук».  Указанный в тексте 7182 год от со­творения мира соответствует 1674 году по летосчислению от Рождества Христова.

krest1674

Крест. 1674 г.

Имя строителя церкви Клемента нам извест­но из древнего синодика Варзужского церковного прихода (перечня имен особо угодивших Господу усопших поминавшихся во время богослужения). Этот синодик в начале XX века можно было видеть в Архангельском древле­хранилище[5].

Успенская церковь в селе Варзуге, можно предположить, явилась в некотором роде высшим достижением этого, несомненно, выдающегося мастера. Если сравнить Успенскую церковь с аналогичными постройками в других местах Русского Севера, то приходишь к выводу, что она является вершиной в развитии одноглавой шатровой формы в российском церковном строительстве.

Издали церковь кажется удивительно стройной, торжественной. При этом выглядит легкой и вовсе не громоздкой, несмотря на свою почти 40 метровую высоту. Силуэт ее как бы органически сливается с окружающей природой, повторяя очертания небольших пушистых елей, встречающих гостей на подъезде к селу.  Обращает на себя внимание гениальная пропорциональность всех ее частей и элемен­тов. Чем ближе подходишь к этой церкви, тем более величествен­ной и нарядной она становится.

uspensky-komplex1896

Успенский комплекс в 1896 году.

Этот эффект достигается, прежде всего, воплощением в пропорциях здания принципа «золотого сечения». «Золотым сечением» или «золотой пропорцией» называет­ся такое деление размера, при котором отношение малого отрезка к большому равно отноше­нию большого отрезка к целому.

Все это в полной мере реализовал гениальный Клемент — высота основного объема Успенской церкви — 13 метров, а всей остальной надстройки — 21 метр. Это и есть «золотое сечение», поскольку  13 метров так относится к 21 метру, как 21 относится к 34 метрам.

Если смотреть сверху, то в плане здание имеет вид рав­ноконечного креста, то есть  оно воплощает традиционную, наряду с «кораблем», форму церковного строения.

usp_tserkov_plan

Успенская церковь. План.

Создавая этот шедевр, мастер Клемент, в полной мере использовал все, что было найдено и сохранено многовековой практикой его предшественников. Он сумел отыскать в этой богатой сокровищнице народного опыта наилучшие образцы архи­тектурных форм: крещатое построение главного объема (центральный столп с четырьмя прирубами), «висячая» трехсторонняя галерея, ярусно-бочечное покрытие прирубов, «теремковый пояс» по восьмерику, прием постановки «восьмерик на четверике», «повальное расширение» восьмерика, стреловидный «верх» — шатер, шейные «воротнички», лемех и т. п.

«Клемент создал произведение классическое — непревзойденный образец одноглавой шатровой деревянной церкви, здание, сочетав­шее в себе изящество, функциональную целесообразность, идейную направленность и долговечность. С необыкновен­ной легкостью, стремительно взметнулось оно ввысь, строй­ное, чистое, какое-то одухотворенное, напоми­нающее зажженную свечу, стоящую в светильнике»[6].

По своему масштабу, совершенству форм и времени постройки здание является абсолютно уникальным, тем более, для столь высоких полярных широт. Эта исключительность, видимо, и позволила сохранить во времена гонений не только само здание Успенской церкви, но и ее внутреннее убранство. Но это лишь видимое, житейское объяснение того, почему остались не были приняты решения безбожного актива колхоза с предложениями «завалить» эту церковь, не выполнены директивы первых секретарей Мурманского Обкома с требованиями немедленно ликвидировать «этот позор Мурманской области». Церковь эта сохраняется молитвами тех мучеников, монахов и мирян, что похоронены под ее трехсотлетним срубом. Тех, кто строил эту красоту, кто служил Богу в этих древних стенах, кто все лучшее, что имел в жизни, и что мог сделать своими руками, посвящал Господу. Она сохраняется молитвами тех наших предков, которые твердо знали, что село живет до тех пор, пока богатеет не своими домами, а своими церквями.

uspensky-ikonostas1960

Иконостас Успенской церкви. 1960 год.

Величественный иконостас церкви состоит из 88-и икон XVII века.  «Нет никакого сомнения, что он сделан по образцу иконостаса Московского Успенского собора»[7]. Среди икон есть написанные как непосредственно для этого здания в 1677 году знаменитыми мастерами Антониево-Сийского монастыря[8], так и иконы, сохранившиеся от иконостаса прежней церкви, письма соловецких мастеров иконописи. Этот факт, а так же то, что в новой церкви лежал прежний антиминс[9], указывает, что причиной постройки нового здания церкви явился не пожар или иные вынуждающие обстоятельства.

uspensky-detal1896

Иконостас Успенской церкви. Деталь. 1896 год.

На этот счет можно высказать одно предположение. Внутренняя, духовная причина появления на свет этого уникального строения, представляется следующей. Столь масштабная, затратная и претенциозная постройка, вовсе не характерная для поморских сел,  явилась косвенным следствием, так называемого, «Соловецкого сидения», Соловецкого бунта 70-х годов XVII века.

В течение восьми лет, с 1668 — 1676 годы, не желая подчиняться церковным нововведениям, Соловецкий монастырь находился в осаде, существуя лишь за счет внутренних резервов архипелага. Богатейшие варзужские вотчины монастыря в течение этих восьми лет по-прежнему исправно приносили весьма значительные доходы, которые монастырем не могли быть востребованы. С 1669 года царь Алексей Михайлович принял жесткие меры, запретив всякие сношения монастыря со своими вотчинными владениями, и приостановил действия жалованных грамот.

Как известно, жители поморья внутренне сочувствовали и поддерживали «соловецких сидельцев», но при этом всем было понятно, что близится трагическая развязка. Так же было ясно, что в монастырь уже ничего не возможно доставить, и что в конечном итоге, все монастырские богатства достанутся «победителям», «никонианам». Внутреннее переживание, напряжение «стояния за веру», «за старину», требовало какого-то зримого воплощения, и в конечном итоге вылились в этот величественный памятник древнего церковного зодчества. Потому столь «вызывающе шатровой» и была задумана эта церковь, как явный вызов «никонианскому» повелению, запрещающему строительство таких шатровых церквей[10].

Подобная реакция — воздвижение новой церкви (не смотря на существование прежней) в ответ на покушение на веру и внутренние устои народа — весьма характерно для Поморья. Так в 1887 году жителями соседнего с Варзугой села Кузомень была воздвигнута новая величественная трехпрестольная церковь Святого великомученика Димитрия Солунского, в память об убийстве народовольцами императора Александра II. И при этом, не имело значения то, что рядом стоит церковь в честь того же святого, и построенная относительно недавно — в 1845 году.

Последний крупный ремонт Успенской церкви до революционных событий XX века состоялся 115 лет назад. В маковке церкви хранилась памятная доска, прибитая строителями села к основа­нию креста, повествующая об этих событиях:

avtografu_masterov

Автографы мастеров из купола церкви. 1894 год.

«В 1894 г. обшивали эту церковь снаружи сверху до крыш. Ставили новый шпиль и обколачивали главу. Крест ставили июня 5 дня в день Святыя Троицы. И внутренность обшивали в тот же год. Выбирали иконостас и поставили 4 столба за иконостас и в алтарь 5 столбов и под углы севера западной и юго западной 6 столбов.  Иконостас только что поспели поставить к празднику Успения Пре­святые Богородицы. Работу начали в конце апреля и кончили на Успеньев день. Плотники были месячны, мастер за 25 рублей в месяц, а рядовым от 15 до 18 рублей. Мастер Афанасий Петров Заборщиков и продчие Александр Лаврентьев Кри­воногов; Арсентий Григорьев Коворнин, Егор Андреев Ро­гозин, Васьян Гаврилов Чунин, Дмитрий Афанасьев Заборщиков (6 человек). А внутри обшивали человек до 12 ти. Приход был тогда один, священник жил на Николь­ской стороне о. Михаил Истомин. А раньше года за два было два прихода Никольской и Успенской. До этой обшивки обшивана была за 48 лет, а до сего времени стояла ета церковь 203 лет с прибавком.  Д. А. Заборщиков августа 13 дня».

uspensky-reconst1896

Успенская церковь после обшивки. Фото 1896 года.

Старинный крест, снятый с церкви, в 1895 году в ходе этого ремонта, был поставлен для поклонения людям на берегу острова Вы­сокого, по реке Варзуге, в трех верстах выше села. В тридцатые годы ретивые «строители светлого будущего» крест уронили, но, говорят, остатки его еще не давно можно было найти на острове.

uspensky_stary_krest

Старый крест Успенской церкви. 2008 год.

С падением в стране режима большевистского правления верующие люди села получили возможность открыто исповедовать свои религиозные убеждения. В 1990 году решением Совета по делам религий при Совете Министров СССР, протокол №12 от 14 июля 1990 года, (ко дню памяти особо почитаемой в селе иконы Божьей Матери Ахтырской) было зарегистрировано «религиозное общество русской православной церкви с. Варзуги Терского района, Мурманской области».

С образованием самостоятельной Мурманской епархии в Варзуге произошло воссоздание прихода. 15 июля 1996 года (опять же в день памяти иконы Божьей Матери Ахтырской) состоялось организационное Приходское собрание, утвердившее состав Прихода и его Устав. На этом собрании присутствовал епископ Симон, правящий архиерей образованной пол года назад Мурманской епархии. И вскоре, в августе месяце на приход был назначен настоятель Успенской церкви иеромонах Харитон (Сахнюк).

С 1999 года здание Успенской церкви закрывается на реставрационные работы. Часть икон иконостаса Успенской церкви было перемещено в Петропавловскую церковь на Никольскую сторону села, где из старых икон был собран иконостас, и где вскоре начались церковные службы. Тем не менее, всегда  в храмовый праздник Успения Пресвятой Богородицы, в Успенской церкви совершалась Божественная Литургия и молебен вплоть до 2004 года.

В 2004 году был произведен полный демонтаж конструкции иконостаса, полов и внутренней обшивки здания. В этом же году состоялась уникальная операция по замене четырех нижних венцов бревен по всему периметру здания церкви. Для этого с помощью 24-х домкратов церковь была на 1,5 метра оторвана от земли, сгнившие бревна удалены, подведены новые венцы, после чего здание было вновь опущено на место.

Так же в течение этих лет силами прихода и с помощью специалистов реставраторов Москвы и Санкт-Петербурга производились работы по укреплению красочного слоя на иконах Успенского иконостаса.

Последующие обследования здания показали неэффективность предложенного метода замены единичных подгнивших бревен, путем поднятия здания. На это указывало упорное «не желание» сруба церкви «ложиться» на новые бревна. О том же свидетельствовали и возникающие опасные перекосы в здании, а так же крайняя техническая сложность и дороговизна подъема почти 40 метрового сооружения.

Проблемы с финансированием поставили под угрозу саму сохранность здания церкви в целом, поскольку церковь, очевидным образом пребывая в аварийном состоянии, стала крениться на северо-восток.

Кроме того, в ходе вскрытия обшивки и внимательного изучения последствий последней крупной реставрации имевшей место в конце XIX века, были обнаружены следы массового удаления продольных связующих бревен, произведенного видимо в угоду «новым веяньям моды», что собственно, и обусловило развитие негативных тенденций в состоянии здания. В результате стала очевидной необходимость полной переборки сруба церкви с восстановлением его первоначальной конструкции, что, конечно же, привело к удорожанию проекта.

uspenskaya_tserkov_march09

Успенская церковь.  Март 2009 года.

Явлением очевидного Промысла Божьего стало попечение о судьбе Успенской церкви со стороны бывшего председателя правления РАО «ЕЭС России» А. Б. Чубайса. Побывав летом 2006 года в селе Варзуге и обстоятельно побеседовав с настоятелем прихода иеромонахом Митрофаном (Баданиным), Анатолий Борисович пообещал помочь восстановить здание Успенской церкви. Свое слово Чубайс сдержал, и за прошедшие два года многострадальное здание церкви было полностью перебрано, всё выслужившее свой срок заменено, и здание полностью восстановлено — подробнее об этом вы можете узнать из нашей фото-летописи.

На сегодня требуется завершить внешнюю отделку здания (галерею с тремя крыльцами), восстановить двери и окна. После чего наступит очередь внутренней отделки церкви, восстановления ее уникального иконостаса и резьбы, наполнения необходимой утварью.

Игумен МИТРОФАН (Баданин)
Настоятель Успенского прихода села Варзуга,
Благочинный Терского округа,
Председатель Комиссии по канонизации святых
Мурманской епархии.


[1] Первый новгородский летописный свод за 1419 год. Полное собрание русских летописей. Т.3. С. 108-109.

[2] «В Варзуге храм во имя Св. Чудотворца Николая с пределом Успения Пресв. Богородицы». Досифей, архимандрит. Описание Соловецкого монастыря. М., 1836. Т. -1. С. 418.

[3] Ушаков И. Ф. Избранные произведения. Мурманск, 1998. Т. 3. С. 205.

[4] Клировые ведомости церквей Архангельской епархии за 1859 год. ГААО. Ф. 29, оп. 31, д. 888, л. 692.

[5] Попов А. Церковь Успения Божьей Матери в с. Варзуге Александровского уезда Архангельской епархии (Археологический очерк). Архангельск, 1914. С. 1.

[6] Ушаков И. Ф. Избранные произведения. Мурманск, 1998. Т. 3. С. 226.

[7] Марков А. В. Беломорские старины и духовные стихи. СПб., 2002. С. 1026.

[8] «Монастырь имел в Варзуге свое подворье, хозяйственные службы, рыбные ловли, мельницу и покосы». Ушаков И. Ф. Избранные произведения. Мурманск, 1998. Т. 3. С. 217.

[9] «Антиминс на полотне при царе Алексее Михайловиче и святителе патриархе Иосифе 1600 года, августа дня». Клировые ведомости церквей Архангельской епархии за 1809 год. ГААО. Ф. 29, оп. 35, д. 4, л. 201.

[10] Начиная от патриарха Никона и в дальнейшем, требования к внешнему виду церквей были следующими: «Церковь строить по правилам святых апостол и святых отец, чтобы была о пяти верхах, а не шатром». Ушаков И. Ф. Избранные произведения. Мурманск, 1998. Т. 3. С. 207-208. Классический пример церкви «о пяти верхах» — Никольская церковь села, построенная в 1705 году.

Правда, были и иные, практические, причины не строить шатровые церкви: «Шатров у церкви отнюдь бы не делать, ради того, что высокие церкви молниею пожигает». Из письма от 10.01.1630 года благотворителя Егора Лыткина игумену Макарию. Макарий, епископ. Историческое описание Красногорского монастыря // ЧОИДР. 1880. Кн. 3. С. 68.

Как добраться

Адрес: 184712, Мурманская область, село Варзуга Терского района
Географические координаты: 66о23,7' с.ш., 36о35,4' в.д.


На автомобиле из Москвы: по Ленинградскому шоссе до объездной дороги вокруг Новгорода,  далее на трассу Кола (Питер-Мурманск) до Кандалакши, оттуда в направлении на посёлок Умба, в нём поворот налево по указателю «Варзуга».

Ссылки по теме

«Церковь Успения Богородицы» в документальном очерке краеведа Ивана Ушакова об истории Варзуги на проекте «Варзуга 2004»

Назад

 

© 2008 Музей православного зодчества.
Храмы, церкви, соборы и монастыри России. Архитектура, история и искусство.