По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Свято-Троицкий Трифоно-Печенгский Монастырь в Луостари

Описание проекта воссоздания Свято-Троицкого Трифоно-Печенгского монастыря в Луостари. 2008 г.

Алексей ОСИПОВ

Проект воссоздания Свято-Троицкого Трифоно-Печенгского монастыря в Луостари выполнен на основании обширного исторического материала, иллюстрирующего несколько этапов развития монастыря.

Основополагающей идеей проекта стало стремление создать монастырский комплекс с имитацией исторически сложившегося ансамбля. В настоящее время архитектурный ансамбль монастыря, складывавшийся веками утрачен полностью.

Главные черты проектируемого комплекса следующие:

—  отправная точка развития ансамбля — главная церковь;

—  формирование парадной площади перед южным фасадом церкви — черта, присущая множеству русских монастырей, и имевшая место в Трифоно-Печенгском монастыре

—  формирование ансамбля из обособленных «островных объемов» — характеристика, обусловленная ,в свое время, использованием дерева в качестве основного строительного материала;

—  утилитарные здания участвуют в формировании структуры комплекса, имея вспомогательный характер по отношению к храмам и часовням;

—  открытость комплекса в окружающий ландшафт;

—  Разнообразие стилевых характеристик отдельных фрагментов, помогающее выявить архитектурными средствами исторический путь монастыря;

—   Смысловое зонирование

Краткое описание проекта

Территория монастыря имеет естественную границу с севера, востока, частично с запада — в виде обрывистых берегов речек; проектом предусмотрено возведение участка ограждения из бревен, со стилизованной угловой башней, являющейся частью монастырских строений. Таким образом, монастырь, не имея ограды по всему обводу, имеет четко выявленные границы, в то же время, не замыкается в них.

Главный вход в монастырь — Святые ворота — возводятся с юго-западной стороны, что поддерживает сложившуюся традицию, прослеживающуюся во множестве русских монастырей. После входа в обитель открывается вид на Троицкую-церковь с площадью перед южным фасадом, с юга на площадь обращены настоятельский и келейный корпуса. Таким образом, закрепляется формирование центральной площади перед южным фасадом церкви. С севера от церкви восстанавливается монастырское кладбище.

sv_vorota

Святые ворота увенчаны шатром с главкой на барабане и украшены элементами деревянной резьбы.

Имеется проезд шириной 3,8 м и калитка для пешего входа в обитель. Створки ворот -решетчатые — из фигурно вырезанного бруса 80×80 — стилизованы под деревянные створки ворот многих русских монастырей.

На границе западного обрыва предполагается возвести часовню, деликатно замыкающую площадь с запада. То обстоятельство, что вход в нее оказывается на краю обрыва, обусловило появление обходной галереи, подчеркивающей ярусность и центричность сооружения, построенного на основе восьмиугольного плана.

Хозяйственный въезд предусмотрен с южной стороны, за настоятельским и братским корпусами. Одноэтажная паломническая гостиница является частью ограды монастыря. Так же частью ограды является хозяйственный корпус с гаражом.

При входе в монастырь предусматривается место автостоянки.

Композиция монастыря, по замыслу, подчеркнута цветовым решением.

Бревенчатые участки стен зданий окрашиваются в теплые цвета, являющимися разнообразными оттенками красного — от оранжевого до темно-вишневого — с белыми элементами деревянной резьбы, карнизами, причелинами, полотенцами, балясинами, и пр. Церковь выделяется светлым цветом «слоновой кости».

Перечень зданий монастыря с их краткой характеристикой:

1. Свято-Троицкая церковь. Одноэтажная, однопредельная. Бревенчатая. По образцу Сретенской церкви стоявшей на этом месте с 1708 года. Сохранившаяся фотофиксация иллюстрирует первоначальный объем церкви с оформлением главного входа и небольшой колокольней, относящимся, по видимому, к первой трети XIX века. Композиция церкви представляет широко распространенный тип с расположением основного объема, трапезной и колокольни по одной оси, так называемый «корабль». Именно этот вид древней церкви положен в основу проекта воссоздания.

tserkov_troitsu

Церковь рассчитана на 60-80 человек молящихся. По формам близка к храмам деревянной северной архитектуры первой трети XIX века. Использовано скупое декоративное оформление в виде оконных наличников, антаблементов, досок-причелин, имитирующих пилястры, частичная «фризовая» подшивка верхней части стен.

Проект рассчитан на возведение здания как из круглого леса, так и из бруса, возможен также вариант стесывания фасадной поверхности круглого бревна.

2. Часовня преподобного Трифона. Часовня на мысу при впадении реки Манны в реку Печенгу. Небольшой кубический объем увенчан шатром с главкой на барабане. Входная часть на западе и алтарный выступ на востоке подчеркивают главную ось постройки. Сооружение украшено деревянными резными элементами.

chasovnya_trifona

3. Настоятельский /Игуменский/ корпус. Двухэтажный. Бревенчатый. При проектировании учтен вид аналогичного здания конца XIX века.

—  Первый этаж. Парадный вход. Парадная прихожая. Большая или «Архиерейская трапезная» на 36-38 человек. Кухня (имеет отдельный вход) Кладовая посуды и продуктов.

—  Второй этаж. Архиерейские покои (кабинет и спальня). Игуменские кельи (кабинет и спальня). Три) представительские кельи для особых гостей. Парадная библиотека-музей.

—  Мезонин. Покои.

Здание чуть уступает размерами изначально существовавшему игуменскому корпусу, по видимому наделенному многими функциями, но повторяет его по объемной структуре. Учтен также характер декоративной обработки фасадов начала ХХ века.

4. «Братский корпус». Двухэтажный. Бревенчатый. Наиболее крупное по объему здание монастыря

—  Первый этаж. Братская трапезная на 30 человек. Кухня. Кладовая посуды и продуктов. Кельи послушников под двухъярусную койку. Санузел. Душевая.

—  Второй этаж. Кельи священников, монахов. Монастырская библиотека.

Внешняя архитектура построена на сочетании прямоугольного в плане двухэтажного основного объема и пристройки башнеобразного типа, в которой на втором этаже расположена монастырская библиотека.

Шестиосевой двухэтажный фасад основного объема напоминает одно из зданий монастыря, запечатленное на архивной фотографии.

Здание сдержанно украшено декоративными деревянными элементами, выделенными белым цветом на фоне стены красноватого оттенка.

5. Часовня у обрыва организует границу площади с западной стороны. Расположена у самого края западного обрыва, поэтому имеет обходную галерею — паперть, вход на которую расположен со стороны площади. Имеет характер ротонды, что хорошо сочетается со стоящей рядом церковью.

6. Паломническая гостиница. Одноэтажная. Бревенчатая. Является частью символической ограды монастыря со стилизованной угловой башней. Кельи под двухъярусные койки, общий санузел.

7. Мастерские монастыря. Здание одноэтажное. Является частью монастырской ограды. Столярная. Слесарная. Склады.

8. Баня братии. Баня с парилкой и моечной на 6-8 человек.

9. Гараж на три единицы техники с мастерской. Размеры боксов — 7×4 м.

Намеченная композиция монастыря закрепляет базовые структурные связи комплекса, в то же время, готова «принять» новые элементы в процессе дальнейшего развития обители.

Посмотреть проект воссоздания монастыря >>

Просмотреть увеличенную карту

Назад

 

© 2008 Музей православного зодчества.
Храмы, церкви, соборы и монастыри России. Архитектура, история и искусство.
Сайт "Музей православного зодчества" является электронным СМИ (Свидетельство № ФС77 - 37756) перепечатка материалов без разрешения редакции запрещена и преследуется в соответствии с ФЗ "Об электронных СМИ" и ФЗ "Об авторском праве"