По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Церковь Димитрия Прилуцкого на Наволоке (холодная)

Церкви Димитрия Прилуцкого на Наволоке — холодная и теплая,— расположенные на низком левом берегу реки Вологды, ранее обычно затопляемом в половодье и потому издревле называвшемся «наволоком», образуют необычайно живописный храмовый ансамбль. Сооружение рядом двух храмов — более крупного холодного, предназначенного для службы в летний период, и обычно небольшого теплого (зимнего), действующего круглый год, типично для русского Севера.

История

Предание связывает возникновение холодного храма с пребыванием в конце XIV в. в Вологде известного церковного деятеля Димитрия Прилуцкого. Преподобный Димитрий до переселения в Вологду жил в селе Выпрягово, где основал Спасо-Прилуцкий монастырь. Хозяин дома, в котором останавливался Димитрий, в память о пребывании в своем доме святого, поставил неподалеку часовню. По причтении Димитрия к лику святых часовню сменила деревянная церковь. В окладных книгах Архиерейского дома она упоминается уже существующей в 1618 г. среди прочих приходских церквей Вологды.

Согласно документальным данным, строительство холодной Димитриевской церкви было начато в 1651 г. Однако ряд источников относит храм к началу XVIII в., клировые ведомости — к 1711 г. Вероятно, в 1710—1711 гг. с севера к зданию была пристроена теплая придельная церковь (разобрана в 1750-х гг.), а с северо-запада возведена колокольня.


Холодный храм Димитрия Прилуцкого был одним из первых в каменном строительстве Вологды, возобновленном в середине XVII в. после польско-литовского разорения и долгого, почти 80-летнего, перерыва. Этот перерыв, очевидно, привел к оскудению собственных строительных кадров, и заказчики храма были вынуждены обратиться к широко известным тогда ярославским зодчим, каменных дел подмастерьям — Борису Назарову и Панкрату Тимофееву. Действительно, архитектура здания носит явные черты школы, к которой принадлежали его строители. Это — характерный для ярославского зодчества двухэтажный, пятиглавый и четырехстолпный храм соборного типа, поставленный на традиционный подклет и, по обыкновению, лишенный трапезной. Его приземистый кубический объем, увенчанный пятью небольшими низкими главами с обыкновенными луковицеобразными куполами, усыпанными звездами, подчеркнуто строг.

Архитектура

Фасадный декор, как это свойственно ярославским памятникам середины XVII в., довольно лаконичен: лопатки на углах, окна, лишенные наличников, три большие закомары с каждой стороны и простая аркатура на барабанах. Однако традиционные обходные галереи здесь отсутствуют; их место занимает пристроенная в 1781 г. с запада закрытая паперть с приделом во имя Святого Максима, ризницей и лестницей.

Налево от холодной церкви — колокольня, небольшая, но многоярусная с типичной для северного края вышкой.

Внутри холодная церковь Димитрия Прилуцкого украшена настенной живописью, сюжеты которой, особенно на куполах и сводах, почти целиком повторяют фресковые композиции церкви Иоанна Предтечи в Рощенье. Роспись Димитриевского храма, вероятно, выполнена в 1721 г. (по другим источникам — в 1710 г.). Во главе артели стенописцев, по-видимому, стоял один из знаменщиков, работавших в церкви Благовещения в Ярославле,— Федор Игнатьев, или же Федор Федоров. Стенопись холодной Димитриевской церкви целиком выдержана в духе барокко, что более характерно для манеры Ф. Федорова.

Наиболее почитаемыми в холодном храме были две иконы Божией Матери, так называемые «Семигородная» и «Семистрельная». В Димитриевской церкви находились также многие иконы, списанные с чудотворных, одна из которых, работы преподобного Дионисия Глушицкого, находилась в Семигородной мужской пустыни, а другая — в сельской приходской церкви Иоанна Богослова, на реке Тошне Вологодского уезда.

В 1831 г., во время эпидемии холеры, подлинники этих двух чудотворных икон были перенесены в Вологду и находились в Димитриевской церкви. В том же году были устроены жителями и списки (копии) с этих икон, в память о прекращении эпидемии. Первая икона именуется Семигородной от одноименной волости, в которой была устроена Семигородная мужская пустынь. Вторая — по известному канону, Семистрельной — от семи стрел, или мечей, изображенных на иконе и пронзающих скорбящее сердце Божией Матери.

В настоящее время церковь Димитрия Прилуцкого на Наволоке полностью восстановлена. Освящение храма состоялось 13 июля 2001 г. после бывшей накануне всенощной.

Как добраться

г. Вологда, наб. VI Армии, 119

На карте

Назад

 

© 2008 Музей православного зодчества.
Храмы, церкви, соборы и монастыри России. Архитектура, история и искусство.
Сайт "Музей православного зодчества" является электронным СМИ (Свидетельство № ФС77 - 37756) перепечатка материалов без разрешения редакции запрещена и преследуется в соответствии с ФЗ "Об электронных СМИ" и ФЗ "Об авторском праве"