Церковь Димитрия Прилуцкого на Наволоке (холодная)
Церкви Димитрия Прилуцкого на Наволоке — холодная и теплая,— расположенные на низком левом берегу реки Вологды, ранее обычно затопляемом в половодье и потому издревле называвшемся «наволоком», образуют необычайно живописный храмовый ансамбль. Сооружение рядом двух храмов — более крупного холодного, предназначенного для службы в летний период, и обычно небольшого теплого (зимнего), действующего круглый год, типично для русского Севера.
История
Предание связывает возникновение холодного храма с пребыванием в конце XIV в. в Вологде известного церковного деятеля Димитрия Прилуцкого. Преподобный Димитрий до переселения в Вологду жил в селе Выпрягово, где основал Спасо-Прилуцкий монастырь. Хозяин дома, в котором останавливался Димитрий, в память о пребывании в своем доме святого, поставил неподалеку часовню. По причтении Димитрия к лику святых часовню сменила деревянная церковь. В окладных книгах Архиерейского дома она упоминается уже существующей в 1618 г. среди прочих приходских церквей Вологды.
Согласно документальным данным, строительство холодной Димитриевской церкви было начато в 1651 г. Однако ряд источников относит храм к началу XVIII в., клировые ведомости — к 1711 г. Вероятно, в 1710—1711 гг. с севера к зданию была пристроена теплая придельная церковь (разобрана в 1750-х гг.), а с северо-запада возведена колокольня.
Холодный храм Димитрия Прилуцкого был одним из первых в каменном строительстве Вологды, возобновленном в середине XVII в. после польско-литовского разорения и долгого, почти 80-летнего, перерыва. Этот перерыв, очевидно, привел к оскудению собственных строительных кадров, и заказчики храма были вынуждены обратиться к широко известным тогда ярославским зодчим, каменных дел подмастерьям — Борису Назарову и Панкрату Тимофееву. Действительно, архитектура здания носит явные черты школы, к которой принадлежали его строители. Это — характерный для ярославского зодчества двухэтажный, пятиглавый и четырехстолпный храм соборного типа, поставленный на традиционный подклет и, по обыкновению, лишенный трапезной. Его приземистый кубический объем, увенчанный пятью небольшими низкими главами с обыкновенными луковицеобразными куполами, усыпанными звездами, подчеркнуто строг.
Архитектура
Фасадный декор, как это свойственно ярославским памятникам середины XVII в., довольно лаконичен: лопатки на углах, окна, лишенные наличников, три большие закомары с каждой стороны и простая аркатура на барабанах. Однако традиционные обходные галереи здесь отсутствуют; их место занимает пристроенная в 1781 г. с запада закрытая паперть с приделом во имя Святого Максима, ризницей и лестницей.
Налево от холодной церкви — колокольня, небольшая, но многоярусная с типичной для северного края вышкой.
Внутри холодная церковь Димитрия Прилуцкого украшена настенной живописью, сюжеты которой, особенно на куполах и сводах, почти целиком повторяют фресковые композиции церкви Иоанна Предтечи в Рощенье. Роспись Димитриевского храма, вероятно, выполнена в 1721 г. (по другим источникам — в 1710 г.). Во главе артели стенописцев, по-видимому, стоял один из знаменщиков, работавших в церкви Благовещения в Ярославле,— Федор Игнатьев, или же Федор Федоров. Стенопись холодной Димитриевской церкви целиком выдержана в духе барокко, что более характерно для манеры Ф. Федорова.
Наиболее почитаемыми в холодном храме были две иконы Божией Матери, так называемые «Семигородная» и «Семистрельная». В Димитриевской церкви находились также многие иконы, списанные с чудотворных, одна из которых, работы преподобного Дионисия Глушицкого, находилась в Семигородной мужской пустыни, а другая — в сельской приходской церкви Иоанна Богослова, на реке Тошне Вологодского уезда.
В 1831 г., во время эпидемии холеры, подлинники этих двух чудотворных икон были перенесены в Вологду и находились в Димитриевской церкви. В том же году были устроены жителями и списки (копии) с этих икон, в память о прекращении эпидемии. Первая икона именуется Семигородной от одноименной волости, в которой была устроена Семигородная мужская пустынь. Вторая — по известному канону, Семистрельной — от семи стрел, или мечей, изображенных на иконе и пронзающих скорбящее сердце Божией Матери.
В настоящее время церковь Димитрия Прилуцкого на Наволоке полностью восстановлена. Освящение храма состоялось 13 июля 2001 г. после бывшей накануне всенощной.
Как добраться
г. Вологда, наб. VI Армии, 119
На карте