По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Покровский Верхотурский женский монастырь

Покровский женский монастырь расположен в Верхотурье – древнем городе Свердловской области, основанном в 1598 г на берегах Туры. Сегодня Верхотурье вновь становится центром православной культуры на Урале, как и четыре века назад. В главные православные праздники тысячи паломников стекаются именно в Верхотурье.

Люди едут сюда, чтобы обрести душевную гармонию, окунуться в многовековую историю своей православной страны. О былом величии этого духовного и исторического центра Урала говорят золоченые купола и кресты многочисленных храмов, среди них третий в России по величине Кресто-Воздвиженский храм, Верхотурский кремль (самый маленький и самый последний, возведенный на Руси), старинные стены монастырей: мужского Свято-Николаевского и Покровской женской обители.

История

Верхотурский Покровский женский монастырь был основан в 1621 году по благословению  архиепископа тобольского Киприяна. Узнав, что в Верхотурье немало стариц и девиц, живущих в миру, но ищущих жизни иноческой, он благословил основание в Верхотурье деревянного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Около храма разместилась келья, в которой проживали 10 монахинь.

Так появился первый женский монастырь Зауралья, именовавшийся по храму — Покровским. Его судьба символична, как вся история православия России: за свою долгую почти 400-летнюю жизнь монастырь переживал годы становления и расцвета, годы упадка, разорения и нового возрождения.

Из исторических источников известно, что в начале своего существования монастырь был довольно обеспечен. Он строился и расширялся, имея поддержку из государственной казны. Так, в 1651 году монастырь получил дары от царя Алексея Михайловича: церковные сосуды, облачения, книги. Многие люди делали монастырю богатые пожертвования.

Известно также, что Верхотурье именовали местом ссылки царских невест. В 1619 году здесь находилась невеста царя Михаила Федоровича Мария Xлопова.  В 1740 году в Покровский женский монастырь была сослана княжна Анна Алексеевна, сестра невесты Императора Петра II  Екатерины Алексеевны Долгорукой, так же заточенной в Рождественском женском монастыре Тюмени. Возможно, что ссылали на покаяние в Покровский монастырь и раскольниц. На монастырь иногда возлагалось наставление в вере язычниц из числа местных племен — манси, пожелавших принять крещение.

В XVII–XVIII вв. в обители было последовательно построено восемь церквей и все они освящались в честь Покрова. Само возведение храма стало почти постоянной заботой монахинь: деревянные постройки этой женской обители не раз страдали от пожаров.

В 1744 году, в период царствования императрицы Елизаветы Петровны, в Покровском женском монастыре закладывается  новый  каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

В год освящения, в 1753 году основатель Богословского и Петропавловского заводов горнозаводчик Максима Походяшин на свои средства  посреди монастырской ограды заложил  еще одну церковь, двупрестольную, с колокольней над папертью.  В ее нижнем этаже был расположен престол во имя св. великомученицы Варвары, а в верхнем — во имя Рождества Иоанна Предтечи. Первый престол освящен в 1768 году, а второй — в 1776 году.

В 1764 году произошло изъятие многих монастырских земель в пользу государства, и Покровский женский монастырь попал в число упраздненных. Это совпало и с упадком самого города, когда центр Урала и проходивший через Верхотурье сибирский тракт были перенесены в Екатеринбург.

Новая жизнь монастырских насельниц продолжалась как богаделенное женское общежитие, которое было обращено позднее в Покровскую женскую общину.

Покровский женский монастырь восстановили более чем через 100 лет, по указу  Священного Синода.  К тому времени Покровский и Иоанно-Предтеченский храмы стали  приходскими, поэтому монахини добились позволения выстроить новый Покровский храм. Так возникла каменная, однопрестольная Ново-Покровская церковь Покровского женского монастыря. Ее освятили в 1902 году.

К 1909 году в монастыре проживали: 5 мантейных монахинь, 148 послушниц и детский приют, в котором воспитывались 12 малолетних девочек.

Монахини и послушницы трудились не покладая рук. В монастыре располагались: рукодельная мастерская изящных работ (вышивка по полотну, гладью, шелком, гипюром, в строчку, канителью и пр.); иконописная мастерская по изготовлению икон на полотне и дереве; мастерская платьев; мастерская церковных облачений и одежды для духовенства; ткацкая, ковровая, чеботарная, чулочная, столярная, переплетная мастерские; мастерская лужения, серебрения и позолоты. Монахини обслуживали не только свои нужды, но и горожан, и население окрестных горных заводов.

Покровский женский монастырь просуществовал до 1924 года, перенеся все тяготы революции, смену власти «белых» и «красных», годы «военного коммунизма».

Официальные власти старались как можно скорее покончить с монастырским житьем. Но оставшиеся монахини твердо отстаивали свою общину. В 1922 году чтобы избежать разгона монастыря как «вредного пережитка», женская монашеская община была переименована в сельскохозяйственную артель «Надежда». По своему укладу община оставалась все тем же монастырем. В 1924 году монастырь окончательно закрыли, игуменью монастыря Таисию арестовали. Территорию общины занял детский дом.

Сестер монастыря оставили без убежища и пропитания. Их лишили возможности справлять свои общие монастырские правила и обряды. В начале 30-х годов прошел процесс против верхотурского монашества под названием «Историческая гниль», после него все сестры Верхотурского Покровского монастыря были отправлены в ссылку в Казахстан и  Сибирь, как члены низовой контрреволюционной организации.

В начале 40-х годов около 50 сестер, отбыв сроки ссылки, вернулись в свое родное Верхотурье. К тому времени Покровский монастырь был превращен в баню. Монахини расселились по частным домам и тайно продолжали жить по монашескому укладу, уповая на милость Божию и заступничество Святого Преподобного Симеона Верхотурского.

Духовно возглавил сестер бывшего Покровского монастыря, вернувшийся из лагерей  насельник Верхотурского Николаевского монастыря иеромонах Игнатий (Кевролетин). Он стал служить божественную литургию, крестить и исповедовать людей. Слава его как молитвенника была необычайно высока, за свой духовный подвиг он был причислен к лику святых (1992г.).

25  декабря 1991 года по благословению Святейшего патриарха всея Руси Алексия II вновь открылся Покровский женский монастырь. В 1996 году был освящен престол и храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Сюда вновь притекают люди за молитвенной помощью. В храме находится чудотворный образ Божьей Матери «Умиление». Здесь же  покоятся мощи Христа ради юродивого Косьмы — одного из почитаемых местных святых.

Архитектура

Покровский монастырь находится на левобережье реки Туры, в устье овражистой реки Дернейки, за скалистым мысом.

Внутри монастырской ограды располагаются Ново-Покровская церковь и монастырский корпус.

Две другие: Старо-Покровская и Иоанно-Предтеченская церкви, стоят вне ограды и пока не восстановлены.

Старо-Покровская Церковь (1744 — 1753 гг.) представляет собой образец трапезного храма приземистых пропорций, с большим восьмигранным барабаном, поставленным на храмовый четверик. Такое архитектурное решение была характерно для московского барокко, стиля,  распространенного в московской архитектуре конца XVII — начала XVIII века. В художественно-стилистическом решении было использовано сочетание лопаток, колонн большого ордера, рамочных наличников и жучкового орнамента. Все это придавало церкви сдержанность и  простоту.

Так как построена она была на месте ранее сгоревшего храма,  внутри еще и сегодня можно увидеть, выступающие  из-под земли остатки деревянной монастырской церкви. Сохранились и следы поздних вариантов стенной росписи. Достопримечательностью этого храма был 7-ярусный с 12-ю колоннами золоченый иконостас,  деревянный, мелкой ручной столярной работы. Царские врата были также резными, в виде сплетающихся виноградных лоз. Все это не сохранилось до наших времен.

Иоанно-Предтеченская церковь (1753 — 1776 гг.) создавала архитектурную доминанту всего монастырского комплекса, являясь одним из лучших образцов уральского барокко. Она отличалась среди верхотурских храмов XVIII века своим своеобразным объемным построением и имела подчеркнуто удлиненные пропорции многоярусной колокольни. Каменный двухэтажный храм, с вознесенной на 50 метров  ввысь колокольней и куполом сложной формы, затмевал своей красотой скромную одноэтажную Покровскую церковь.

Выразительность декоративного убранства достигалась за счет спиралевидных завитков наличников. Храм украшал 4-х ярусный иконостас верхнего придела, столярной работы, резной, весь вызолоченный. В  нижнем храме располагался иконостас в два яруса, тоже с позолоченною резьбой. Таким был внутренний и внешний облик церкви до начала XX в. Церковь сохранилась до наших дней, но, увы, в разрушенном виде, без колокольни и второго этажа.

Новая Покровская церковь (1898—1902 г.) сохранилась до наших дней почти без изменений. Архитектурное решение церкви имеет осевую трехчастную схему. Основной объем четырехстолпного храма завершает небольшой восьмерик под куполом. С запада к нему примыкает колокольня.  Колокольня предстает как четырехгранный со скошенными углами столп, с прорезанными проемами звона в один ярус. Колокольню, храмовый купол и апсиду венчают луковичные главки. В убранстве фасадов использованы геометрические мотивы кирпичного декора, характерные для  русской архитектуры конца XIX — начала ХХ века.

Главный корпус (1903—1910 гг.) Покровского монастыря решен в неоклассическом стиле.

Как добраться

Свердловская обл.,  г. Верхотурье, ул. Сенянского, 3

На карте

Назад

 

© 2008 Музей православного зодчества.
Храмы, церкви, соборы и монастыри России. Архитектура, история и искусство.
Сайт "Музей православного зодчества" является электронным СМИ (Свидетельство № ФС77 - 37756) перепечатка материалов без разрешения редакции запрещена и преследуется в соответствии с ФЗ "Об электронных СМИ" и ФЗ "Об авторском праве"