По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Храм Петра и Павла в Североуральске

Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла Екатеринбургской епархии, расположенный в городе Североуральске Свердловской области был и остается жемчужиной Уральского Севера. Этот архитектурный памятник знаменует собой последний крупный взлет самобытного творения местного зодчества, развивающего традиции «московского» барокко.

История

XVIII век ознаменовался бурным развитием промышленности на Урале. Открывались новые месторождения руды, строились заводы, возникали новые поселения горнозаводских рабочих.

А где селились люди, там возникали храмы – неотъемлемая часть русской культуры, донесшая до нас свет православной веры через века. Так появился и храм Петра и Павла.

Северо-восточный склон Северного Урала, неподалеку от слияния рек Ваграна и Колонги, населяли в те времена вогулы – немногочисленные племена охотников. С открытием залежей руды промышленный Урал пришел и в эти дикие края.

В середине XVIII века уральский горнозаводчик Максим Походяшин начал здесь строительство железоделательного завода. Одновременно с возведением завода и жилья для сезонных рабочих, он заложил деревянную церковь, самолично выбрав для нее высокий скалистый берег Колонги.

История сохранила слова Максима Походяшина: «Желаю летом 1758 года строить на Колонге железоделательный и медеплавильный заводы: сильною рукою и имяновать те заводы во имя верховных апостолов Петра и Павла Петропавловскими».

Через год, в 1759 году строительство церкви было закончено, и в том же году, по благословлению митрополита Тобольского Павла, церковь была освящена во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Церковь, завод, а потом и село стали называться Петропавловскими. Это было первое поселение русских в этих местах.

Первый храм был деревянным, довольно внушительных размеров, но после пожара стал не пригоден для служения.

В 1767г. неподалеку от старой церкви Походяшиным был заложен новый 2-х этажный каменный храм, сохранившийся до наших времен. Он стоит на скале, внутри которой образовалась карстовая пещера с длиной ходов 370 метров (в настоящее время недоступна для посещения).

Строительство храма из-за смерти горнозаводчика растянулось на 30 лет. Только в 1787г. был освящён его нижний придел в честь Казанской Иконы Божьей Матери, а в 1798 году – достроен верхний придел и освящен  в честь св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

К Петропавловскому приходу, кроме самого села, относилось несколько  деревень. В приходе действовали: земская школа, открытая в 1876 году, школы грамоты в двух деревнях. Священнослужители вели миссионерскую работу среди коренного населения, придерживавшегося язычества.

Для петропавловцев церковь была центром их общей жизни, его посещали и стар и млад, люди всех званий и сословий. По воспоминаниям, в храме было торжественно-празднично, уютно, чисто, он был прибежищем для жителей села Петропавловское и в дни радости, и в дни скорби.

Храм служил людям  до 1929 года, весной прозвучал последний прощальный голос его колоколов. Главный колокол был сброшен, утварь и иконы реквизированы, вывезены и безвозвратно утеряны. Долгие годы храм подвергался поруганию и разрушению. В разные годы в нем размещались: клуб Петропавловского леспромхоза, общежитие для людей, мобилизованных на строительство новых шахт, различные склады, конторы, мастерские, и даже мастерская по изготовлению гробов — типичная судьба многих и многих церквей в годы советской власти.

За годы безвременья внешнему виду храма и его внутреннему убранству был нанесен невосполнимый ущерб, стены его были обшарпаны, выщерблены, пробиты, закопчены; кирпичная кладка разобрана; главный шпиль колокольни сожжен. 
Но еще больший ущерб понесли люди, населявшие эти края.

Село в годы войны было переименовано в город Североуральск, с открытием уникальных месторождений боксита, здесь началась их добыча. Шахтерский город рос и развивался. Но на въезде в него  по-прежнему встречал обезглавленный и поруганный храм.

Борьба за сохранение этого памятника  велась с самого начала его закрытия, но люди наталкивались на равнодушие и прямое сопротивление властей. Только в 1960 году, по решению Совета Министров РСФСР церковь св. Петра и Павла в городе Североуральске включили в список памятников культуры, подлежащих государственной охране. Многочисленные комиссии и специалисты вновь и вновь  констатировали, что храм имеет большую архитектурную ценность, но власти не спешили его восстанавливать. Лишь в марте 1976 года исполком городского Совета Североуральска принял решение о начале работ по реставрации этого памятника архитектуры XVIII века.

Главный вклад в сохранение и восстановление храма внесла православная община г. Североуральска. Долгие годы немногочисленная группа верующих боролась с чиновничьим равнодушием, стучалась в двери самых высоких правительственных кабинетов.

Упорная борьба православной общины при поддержке горожан привела, наконец, к тому, что в 1988 году храм Петра и Павла был передан верующим.

Восстанавливали его всем миром: среди населения был объявлен сбор средств на реставрацию церкви, предприятия и организации города внесли свой вклад в приобретение материалов и строительство.

И вот 26 октября 1989 года наступил торжественный момент для всех жителей города – в этот день был освящен первый этаж в честь Казанской Иконы Божьей Матери. Архиепископ Екатеринбургский Мелхиседек отслужил первую Божественную литургию в возрожденном храме.

С тех пор Храм снова служит людям, колокольный звон будит сердца жителей шахтерского города.

Реставрация церковного здания продолжается до сих пор, еще не введен в строй верхний придел храма, нуждается в дальнейшем благоустройстве прихрамовая территория. Верится, что символизируя связь времен и лучших традиций уральского народа, храм Петра и Павла вновь предстанет во всей своей первозданной красе.

Архитектура

Петропавловский храм был возведен на каменном фундаменте из красного кирпича. Стены его выложены из большемерного кирпича, снаружи и внутри оштукатурены и побелены. Толщина стен – более метра. В длину храм составляет почти 38 метров, в ширину – более 12 метров. Общая высота храма 57,5 метра. Изначально внутри имелась печь из красного кирпича, не сохранившаяся до наших дней. По некоторым источникам известно, что внутри храма была декоративная роспись золотыми красками по синему фону.

К заутренней прихожан созывали восемь больших и малых колоколов, общим весом  — 5,8 тонны. Открытое каменное крыльцо окружало паперть с трех сторон, по нему поднимались на второй этаж. Внутри храм не раз обновлялся, однако снаружи долгие годы сохранял свой первоначальный вид. Лишь в 1893 году к нему пристроили крытое крыльцо, а церковную ограду в виде чугунной, декоративного литья решётки, заказали на Каслинском заводе художественного литья.

Кто конкретно возводил храм – ответ на этот вопрос в архивах не сохранился. Однако предполагают, что строителями были местные уральские мастера. По преданиям,  в строительстве принимали участие и итальянские зодчие, впавшие в немилость Екатерины II. Но документального подтверждения этому нет.

В стилистическом решении храма просматривается связь с традициями архитектуры, называемой «московским барокко» и имеющими прекрасные провинциальные варианты храмовой архитектуры России. Это, так называемые, Строгановское, Устюжское, Вятское, Уральское, Сибирское и др. барокко. Они имеют мало общего с самим европейским барокко. Но исторически сложилось так, что этот самобытный стиль русской храмовой архитектуры в различных его вариациях в XVIII веке был основным на всей территории России (кроме Санкт-Петербурга и Москвы).

Петропавловский храм города Североуральска — не слепое повторение известных образов, а самобытный памятник местной школы зодчества. В этом его огромная художественная и историческая ценность. Некоторые исследователи находят в его архитектуре смешение стилей: барокко и провинциального классицизма.

К «московскому барокко» храм позволяют отнести следующие особенности архитектуры: ярко выраженные элементы узорочья, порезни карнизов и капителей на узловых и выставных колоннах в наружной отделке храма; волюты, узорочья, резной замковой камень в отделке окон и оконных проемов; несимметричный тип размещения окон; пятигранная апсида, тип главок, маковок. Характер декора придает храму особую выразительность.

А вот трехъярусная колокольня несет в себе некоторые приемы провинциального классицизма. В колокольне присутствуют совсем другие элементы и пропорции, чем в основном здании: ленточные наличники с треугольным фронтоном первого яруса, скошенные рустованные углы четверика второго яруса, волютообразные декоративные угловые элементы третьего. Следует отметить, что декор колокольни лишен легкости и пластичности, а мелко профилированные детали кажутся сухими и дробными.

Эти стилевые различия объясняются тем, что храм строился в течение трех десятилетий и менявшиеся архитектурные подходы сказывались на его облике, сделав его самобытным и неповторимым.

Архитектурной особенностью Петропавловского храма  является его горизонтальная протяженность в сочетании с динамическим устремлением ввысь.

За счет отсутствия боковых пределов, храм как бы вытянут в длину, основная часть храма и трапезная не различаются по ширине и их боковые фасады выстраиваются в одну линию.

С другой стороны, мы видим подчеркнутую вертикальность строения. Это происходит за счет того, что вытянутый вверх двусветный четверик верхней церкви стоит на нижней теплой церкви. Алтарь верхнего храма располагается прямо над алтарем нижнего, что создает впечатление большой высоты сооружения. Вытянутость вверх еще больше подчеркивается завершением основного четверика и колокольни. Венчающая часть основного четверика решена в форме пятиглавия, ориентированного по сторонам света. Колокольня завершается шпилем, поставленным на главку. Венчается шпиль крестом с небольшим подкрестным яблоком под ним. Он зрительно увеличивает высоту колокольни и продолжает начатое в завершении основного четверика движение вверх.

При строительстве храма был выбран бесстолбный тип перекрытий, типичных для архитектуры «строгановских» храмов. Широкие арочные проемы также способствовали созданию большей освещенности и открытости здания.

Такое объемно-пространственное решение заставляет исследователей сравнивать постройку с кораблем. Вероятно,  так и было задумано возводившими его предками – создать символ «корабля-церкви», плывущего по волнам исторического моря.

Претерпев все испытания, храм Петра и Павла вновь приветливо встречает каждого въезжающего в город золотым свечением куполов, вселяя надежду и веру.

Как добраться

г. Североуральск, ул. Советская 34

телефон: 8 (343) 25462

На карте

Назад

 

© 2008 Музей православного зодчества.
Храмы, церкви, соборы и монастыри России. Архитектура, история и искусство.
Сайт "Музей православного зодчества" является электронным СМИ (Свидетельство № ФС77 - 37756) перепечатка материалов без разрешения редакции запрещена и преследуется в соответствии с ФЗ "Об электронных СМИ" и ФЗ "Об авторском праве"