По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Валдайский Иверский Богородицкий Свято-Озерский мужской монастырь

Юрий Чижов
Фотографии сделаны в июне 2008 года.

Валдайский Иверский Богородицкий Свято-Озерский православный мужской монастырь, расположенный на одном из островов Валдайского озера, основан патриархом Никоном в 1653 году, в 10 км от города Валдай по образцу Иверского монастыря на Афоне и окружен стенами с шестью башнями. В архитектурный ансамбль монастыря входят Соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, собор Богоявленья Господня, церковь св. Иакова Боровического и надвратная церковь св. Филиппа.

Взойдя 25 июля 1652 года на Патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать монастырь на Валдайском озере Алексею Михайловичу.Последний одобрил предприятие Патриарха и выделил из казны средства для устройства обители.При первом посещении строящейся обители, Никон нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.

В мае 1654 года, дается царская грамота с закреплением за обителью не только Валдайского озера с островами, но и других многочисленных земельных вотчин и монастырских угодий близлежащих обителей. Так же закрепляются села: Валдай, Боровичи, Вышний Волочек, и ямы: Выдропужск, Едрово, Яжелбицы. Среди русских монастырей не много имеется обителей, которые за короткое время были бы так быстро обогащены угодиями и возведены так скоро.

В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве.

В 1656 году была закончена первая постройка монастыря — Успенский собор. 16 декабря этого же года в торжественной обстановки был освящен соборный храм обители. Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее
списки и копии.

Удивительна была не только икона Иверской Божией Матери, но и история пришествия этой святыни в обитель. Будущий Патриарх Никон, услышав о многочисленных чудесах, источаемых от Иверской иконы на Святой горе Афон, пожелал сделать список с ее изображения. Он обратился с такой просьбой к Афонскому архимандриту Пахомию. Икона была доставлена в Россию в 1648 году, вместе с письмом от братии Иверской обители, в котором говорилось: «...Собрав всю братию 365 братов, и сотворили есьма великое молебное пение, с вечера и до света, и святили есьма воду со святыми мощами, и святою водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаицкую, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую цку (доску), что сделали всю от кипарисова дерева. И опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили Святую и Божественную литургию с великим дерзновением. И после литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу, отцу, господину Иамвлиху Романову, чтобы ему смешав святую воду и святые мощи с красками, написать Святую икону». Далее указывалось, что иконописец «токмо в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия, по дважды в неделю совершали Всенощные и Литургии. И та икона новописанная не разнится ни чем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая аки старая».

Недолго пребывала Иверская обитель в цветущем состоянии. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Первосвятитель был осужден и низложен с патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были
закрыты. Эти обители признавались созданными «не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено.

Текст предоставлен с блога  «О Недвижимости в нумизматике»

Ссылки по теме:

  • Сайт Валдайского Иверского Богородицкого Свято-Озерского мужского монастыря

Назад

 

© 2008 Музей православного зодчества.
Храмы, церкви, соборы и монастыри России. Архитектура, история и искусство.