По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Словно сторожевая башня, высоко возносится над рекой Москвой белокаменный столп церкви Вознесения Господня в Коломенском, построенной в подмосковной царской усадьбе. Этот храм — один из шедевров зодчества мирового значения — с 1994 года включен в список объектов Всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.

voznesenie_kolomenskoe_12

Церковь Вознесения в Коломенском. Фото Ю. Чижова.  Апрель 2009 г.

Для первой половины XVI века — времени, когда строилась церковь  — такое церковное здание было крайне необычным,  оно резко отличалось от прежних каменных храмовых построек византийского или русско-византийского стиля (по преимущество крестово-купольных). Создание церкви в Коломенском дало начало  новому стилю церковной архитектуры — шатровому. Немалое значение для истории страны приобрело и событие, в честь которого храм был воздвигнут.

История

Подмосковное село Коломенское, находившееся на южных подступах к столице, имеет длительную историю. По преданию оно было основано в середине XIII века жителями Коломны, которые были вынуждены бежать из родного города во время нашествия Батыя. В XIV-XV столетиях селом владели представители московской ветви династии Рюриковичей, потомки князя Ивана Калиты — Владимир Храбрый и Василий I. В дальнейшем Коломенское стало великокняжеской, а затем и царской загородной резиденцией — здесь строились жилые и хозяйственные сооружения, крепостная ограда, церкви. Особенно красиво выглядело Коломенское при царе Алексее Михайловиче. Тогда по соседству с каменными храмами на высоком берегу Москвы реки находился великолепный царский дворец, состоявший из множества нарядных теремов и палат разнообразной формы, связанных в единое целое причудливыми галереями, лестницами и переходами. Однако к моменту воцарения Алексея Михайловича церковь Вознесения стояла в Коломенском уже более века. Ее воздвигли в 1530—1532 годах при великом князе Василии III.

Причина возведения Вознесенской церкви до настоящего времени остается спорным вопросом. Самая популярная версия гласит, что храм был воздвигнут по случаю рождения в великокняжеской семье долгожданного наследника — будущего царя Ивана Грозного. Принимая во внимание тот факт, что о начале строительства церкви Вознесения в Коломенском никаких документальных сведений не обнаружено, историки обращаются к краткому сообщению в летописи, которое гласит: «Того же лета (7040 — 1532 г.) свершена бысть в Коломенском церковь камена Вознесения Господа Бога и Спаса нашего  Иисуса Христа». Так же в ней сообщается об освящении церкви 3 сентября 7041 и о трехдневном пиршестве по этому случаю великого князя с детьми, митрополита Даниила и многочисленных гостей. Почти все публикации за период изучения памятника не ставят под сомнение легендарный повод строительства церкви, хотя от рождения Ивана до завершения строительства прошло всего два года. Время закладки остается неизвестным.
Согласно другой версии храм был не обетным (единственным), поставленным по данному ранее обещанию за уже исполненную конкретную просьбу (рождение долгожданного наследника), а моленным (одним из множества других, построенных по одному поводу) — по случаю еще только испрашиваемого чадородия.  Известная поездка Василия III и Елены Глинской по монастырям с молением о чадородии состоялась осенью 1528 — зимой 1529 годов. Она сопровождалась большими моленными вкладами в каждый монастырь, на которые уже с весны 1529 года начали строить многие монастырские храмы. Вполне вероятно,  что закладка стен моленной  Вознесенской церкви могла служить торжественным зачином всей религиозно-политической программы, включившей поездку по монастырям с той же целью (сюда можно отнести такие храмы, как Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле-Залесском, церкви Архангела Гавриила и Иоанна Предтечи в Кирилло-Белозерском монастыре, трапезная церковь Ферапонтова монастыря, завершенных в 1532-34 гг., но заложенных, скорее всего, весной 1529 г.). Эта версия отчасти подтверждается выбором места постройки Вознесенской церкви. Известно, что неподалёку от центра усадьбы на холме когда-то располагалось древнее поселение - Дьяково городище. Ученые считают, что оно образовалось около 2,5 тысяч лет назад. Кроме того, археологи обнаружили  здесь селения, появление которых относят к раннему средневековью, а также уникальное городище Дьяково-пойма, расположенное у подножия Дьяковского холма и датируемое XI-XII веками. Сейчас на месте Дьякова городища расположен приселок Коломенского - Дьяково.

Непосредственно на выбор места закладки церкви повлияло наличие родника, бьющего из основания берега под церковью, прямо на продолжении продольной оси храма. Случайное совпадение здесь полностью исключено — на ключи всегда смотрели как на «чудо», им поклонялись с древнейших дохристианских времен. Старинная легенда гласит, что будто бы по дну оврага в Коломенском Георгий Победоносец гнался на коне за змием. Копыта коня ударяли о землю и под ними чудесно открывались родники с чистой водой, исцеляющей и глазные, и почечные болезни, и особенно бесплодие у женщин. И с тех пор женщины молились в Коломенском о даровании потомства.

Наконец, по еще одной версии, Василий III построил церковь Вознесения в благодарность за победу над крымским царевичем Ислам-Гиреем, одержанную в 1528 году.

Новая белокаменная церковь удивляла современников необычностью своей архитектуры. Однако точно установить имя зодчего, построившего этот выдающийся памятник, нельзя — предположительно, его построил итальянский архитектор Петр Францизск (Франческо) Анибал (в русских летописях — Петр Фрязин или Петрок Малый). По ряду версий, Петрок приехал с готовой идеей вертикальной композиции Вознесенской церкви, которая оттачивалась на образцах архитектуры разных стран:  в первую очередь на образцах итальянских и лишь в последнюю очередь — русских. В пользу «итальянской» версии говорит  декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, а также проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова). Ни арабские цифры, ни летоисчесление от Рождества Христова на Руси в то время не использовались.

voznesenie_kolomenskoe_shem

Вместе с тем другие исследователи полагают, что народные традиции русского деревянного храмового зодчества  могли послужить образцом для мастера, создавшего в селе Коломенское Вознесенский храм. Новшеством здесь были не только столпообразная форма церкви и шатровое завершение, но также отсутствие алтарных апсид, относительно небольшое внутреннее пространство — Вознесенская церковь, которая стала домовой летней церковью великих князей, предназначалась только для членов августейшей семьи (оттого ее внутренние размеры относительно малы).

Храм соединялся крытым переходом с дворцом. Кроме того, он имел важное оборонное значение  сторожевой башни, с которой дозорные принимали из Подмосковья «телеграфные» огненные сигналы об опасности. С помощью факелов или зажженной бересты их передавали дальше — в Симонов монастырь и на колокольню Ивана Великого. Ведь именно с юга тогда грозила наибольшая опасность рубежам Москвы — татарские набеги.

В XVI веке появилась отдельная колокольня, ставшая звонницей Вознесенского храма. В ее нижнем ярусе освятили престол во имя святого Георгия Победоносца. По легенде, она построена на месте той деревянной Георгиевской церкви, которую воздвиг еще Димитрий Донской. Есть версия, что возведение этой колокольни началось также при Василии III в честь рождения и тезоименитства его второго сына — Юрия (в крещении Георгия), родившегося в октябре 1533 года. Стройная, стремительная, высокая колокольня словно вторила своей архитектурой Вознесенскому храму.

Церковь Вознесения была построена из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета  были заложены кованые железные связи. Храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения.

Первоначальный тябловый иконостас был разобран при Николае I и заменен иконостасом из кремлевского Вознесенского монастыря. Позднее был восстановлен иконостас с сохранившимися древними иконами, хотя и не в первоначальном виде.

В 1917 в храме была обретена чудотворная икона Богоматери «Державной» — по сведениям, в тот самый день, когда император Николай II отрекся от престола.

voznesenie_kolomenskoe_ikon

Икона Божией Матери «Державная», явленная 2/15 марта 1917 г. (фото подлинника)

Крестьянка Евдокия Адрианова из соседнего с Коломенским села увидела два чудесных сна. В первом она стояла на горе и слышала голос, молвивший: «Село Коломенское, икона большая, черная, взять и сделать eе красную, затем помолиться и попросить ея». Крестьянка оробела и стала молить о разъяснении странного сна. Через несколько дней ей был второй сон: она увидела белую церковь, вошла и узрела восседавшую в ней величественную женщину, в которой она сердцем узнала Пресвятую Богородицу. Сопоставив два сна, она отправилась в Коломенское и увидела ту самую белую церковь, что ей приснилась. Вместе со священником Вознесенской церкви отцом Николаем Лихачевым, в подклете им удалось обнаружить самую большую, почерневшую от пыли икону. Когда икону омыли, открылся Державный образ Богоматери — есть версия, что этот образ раньше принадлежал Вознесенскому женскому монастырю в Московском Кремле — Стародевичьему. Перед нашествием Наполеона все ценное из Кремля прятали, и Державную икону решили укрыть в Коломенском, где она пролежала  до самого 1917 года. После революции и закрытия Вознесенского храма икону передали в соседний Георгиевский храм, а после его закрытия — в запасники Государственного Исторического музея. 27 июля 1990 года Державная икона вернулась в Коломенское, в действовавший тогда Казанский храм.

В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника, вокруг которой шла серьезная дискуссия на тему ее качества. Но так или иначе, леса, долгое время скрывавшие древнейший шатер Москвы, теперь сняты, и главная вертикаль высокого берега Москвы-реки снова видна отовсюду.

Архитектура

Архитектурный  облик церкви Вознесения  простой  и ясный, стремительный и монументальный. Церковь построена из кирпича, имеет архитектурные детали, выполненные из белого камня. Этот храм разительно отличается от композиции каменных православных храмов более ранней постройки — церковь выполнена в виде центрического храма-башни, ее план представляет собой равноконечный крест. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. Высота церкви 62 метра — это одна из самых высоких древнерусских построек.

voznesenie_kolomenskoe_plan

Церковь Вознесения господня в Коломенском. План.

Можно предположить, что культовое назначение здания не стало определяющим для планировки и архитектурной композиции сооружения: об этом свидетельствуют относительно небольшая площадь внутреннего помещения церкви, не соответствующая огромной массе всего сооружения и обширным наружным террасам-гульбищам, а также отсутствие апсид.
Скульптурность и динамичность архитектурного образа церкви Вознесения достигнуты во многом благодаря тому, что отдельные объемы храма не имеют явно выраженных горизонталей, не членятся резко друг от друга, а плавно переходят один в другой при посредстве промежуточных композиционных звеньев — закомар и кокошников.

voznesenie_kolomenskoe_2

Церковь Вознесения в Коломенском. Фрагмент. Фото Ю. Чижова. Апрель 2009 г.

Вертикальный объем расчленен по высоте на три основных части: стоящий на подклете четверик, над ним восьмерик и, наконец, шатер с плоской главкой на небольшом барабане. Переход от четверика к восьмерику конструктивно устроен следующим образом: в углах четверика расположены разгрузочные арки, переброшенные с опоры на опору и стянутые кольцом железных связей. Шатер выложен из кирпича с незначительным выступом каждого последующего ряда по отношению к предыдущему. Устройство светового шатра, восьмерика и двойных угловых оконных проемов в четверике создает равномерную освещенность внутреннего пространства церкви. Внутреннее помещение храма вследствие большой толщины стен, занимающих около 2/3 площади застройки, составляет немногим более 100 квадратных метров. Внутри каменный шатер примерно на 2/3 его высоты завершен сомкнутым сводом. Отсутствие росписей подчеркивает простоту и скромность отделки интерьера. Большая высота и обилие света, падающего сверху, создают впечатление необычайной легкости и воздушности небольшой внутренней площади церкви Вознесения.
Архитектурное решение этого храма оказало значительное влияние на дальнейшее развитие русского православного зодчества. Тип стройной высотной композиции в ансамбле стал с этого времени достаточно характерным для городской, сельской и монастырской архитектуры.

В настоящее время в церкви Вознесения в Коломенском находится музей, рассказывающий о создании и истории строительства храма. В нем представлены подлинные белокаменные детали с церкви XVI века, предметы археологии, найденные при раскопках в Коломенском, а также фотокопия иконы «Державной». Здесь также расположена фотовыставка, посвященная реставрации церкви, где можно увидеть фотографии конца XIX — начала XXI века, по которым можно проследить динамику существования памятника в исторической ретроспективе.

Посмотреть другие фотографии церкви Вознесения и села Коломенское >>

Как добраться:

Адрес:  г. Москва, ст. м. «Коломенское», пр-т Андропова, д. 39

Режим работы: ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и последней пятницы каждого месяца.

Географические координаты: 55.667292°N   37.670831°E

На карте:


Ссылки по теме:

  • С.А. Гаврилов «О начале строительства церкви вознесения в Коломенском (гипотеза)» на портале электронной научной библиотеки по истории древнерусской архитектуры «Русарх»
  • С.А. Гаврилов «Церковь Вознесения в Коломенском. Исследования 1972–1990 гг.» на портале электронной научной библиотеки по истории древнерусской архитектуры «Русарх»

Назад

 

© 2008 Музей православного зодчества.
Храмы, церкви, соборы и монастыри России. Архитектура, история и искусство.
Сайт "Музей православного зодчества" является электронным СМИ (Свидетельство № ФС77 - 37756) перепечатка материалов без разрешения редакции запрещена и преследуется в соответствии с ФЗ "Об электронных СМИ" и ФЗ "Об авторском праве"