По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Успенский кафедральный собор во Владимире

Это главный (кафедральный) храм Владимиро-Суздальской Руси, один из выдающихся памятников русского зодчества XII в., послуживший образцом для более поздних соборов.

Сегодня Успенский собор представляет собой сложный комплекс разновременных построек.

История

Храм этот является крупнейшей постройкой времени Андрея Боголюбского (1158—1161). Поставленный в центре города на высоком берегу реки, он стал основным звеном великолепного ансамбля. Белый камень для строительства собора был специально вывезен из Булгарии.

Величавый и торжественный Успенский собор был важнейшей составляющей города,— здесь благословлялись воины, идущие на битву, венчались великие князья, молились простые горожане и проезжие. Храм образно утверждал идею главенства Владимиро-Суздальской земли, превращая ее столицу в церковный и политический центр Руси.


Известен такой исторический эпизод. Ранним утром 1177 г. шли в поход против ростово-суздальского боярства городские полки Всеволода III. Когда они были за Суходолом (это деревня, летописец здесь ошибочно написал «за Суздалем»), они увидели, «аки на воздусе» «Святую Богородицу», то есть Успенский собор Владимира «и весь град до основания»: туман еще закрывал холмы, а собор, как бы висящий в облаках, уже сверкал в лучах солнца. Воины сочли сие за благоприятное «чудесное» знамение, и летописец занес это «чудо новое» в свое повествование.

Архитектура

До пожара 1185 г. это был вместительный, одноглавый, шестистолпный, трехнефный храм, увенчанный одним стройным барабаном с шлемовидной главой. По высоте (32,3 метра) он был выше Софийских соборов Киева и Новгорода.

После пожара 1185 г. Всеволод III значительно расширил собор. К храму были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть, а по углам были поставлены еще четыре шлемовидные главы. Собор стал пятиглавым и пятинефным. Он стал более вместительным (ширина — 30,8 метра, длина без апсид — 30 метров).

Фасады членятся по вертикали пилястрами с колонками на прясла, плавно завершающиеся вверху закомарами. Аркатурно-колончатый пояс, состоящий из 114 колонок, разделяет плоскости стен на два яруса, каждый из которых имеет свой ряд щелевидных окон: более простых и узких — внизу, более широких, с перспективными скосами — вверху. Лопатки осложнены тонкими полуколоннами с пышными лиственными капителями.

Суровые глади внешних стен слегка оживлены рельефами, некоторые из которых перенесены сюда со стен собора Андрея Боголюбского, а некоторые выполнены заново во времена обстройки собора Всеволодом III.

В 1886—1891 гг. стены собора во многих местах были заново облицованы белым камнем. Тогда же утраченные на фасадах рельефы были заменены новыми, отличить которые от древних помогает более сухая графическая манера их резьбы.

В стенах галерей, в специально установленных нишах-аркосолиях, были захоронены многие представители владимирского великокняжеского дома, а также епископы. В северной галерее собора похоронены владимирские князья и архиереи, в раках покоятся мощи святых Георгия Всеволодовича, любимого в народе Андрея Боголюбского и его сына Глеба. А также брата, Всеволода III.

От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. Вновь собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным (1408). От росписи сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма. Большинство дошедших до нас фресок были выполнены в XIX в.

Рядом с собором в 1810 г. была сооружена стройная колокольня. Колокольня представляет собой четырехъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проемами (ныне заложены), и завершающееся высоким золоченым шпилем. В 1862 г. по проекту архитектора Н. А. Арьлебена между колокольней и Успенским собором был построен Георгиевский придел, который с севера слился с нижним ярусом колокольни.

Как добраться

г. Владимир, ул. Большая Московская, 56

На карте

Назад

 

© 2008 Музей православного зодчества.
Храмы, церкви, соборы и монастыри России. Архитектура, история и искусство.
Сайт "Музей православного зодчества" является электронным СМИ (Свидетельство № ФС77 - 37756) перепечатка материалов без разрешения редакции запрещена и преследуется в соответствии с ФЗ "Об электронных СМИ" и ФЗ "Об авторском праве"