По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Это один из древнейших христианских храмов, сохранившихся от эпохи Киевской Руси. Величественный пятиглавый собор выстроен по византийскому образцу и, по всей видимости, византийскими каменных дел мастерами.

История

О соборе сохранилось летописное свидетельство в «Повести временных лет»: «В год 6544 (1036) Мстислав вышел на охоту, разболелся и умер. И положили его в церкви Святого Спаса, которую сам заложил; были ведь при нем выведены стены ее на высоту, сколько можно, стоя на коне, достать рукою». Высота стен, таким образом, достигала примерно 4,5 метра. Был ли собор достроен в том же году или после смерти князя, ктитора постройки, наступил перерыв — неизвестно. Вполне возможно, что храм был окончен позднее, при Ярославе Мудром, который присоединил Чернигов к своим владениям. Спасо-Преображенский собор стал епархиальным собором Черниговского княжества.

Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней почти целиком, но отчасти перестроенным: он подвергся переделкам после разрушительного пожара 1756 года. Все внутренние помещения выгорели. Сгоревшие деревянные хоры не были восстановлены.

Была сломана крещальня в юго-западном углу храма, а вместо нее построена круглая башня, симметричная левой древней башне с лестницей на хоры. На обе башни были установлены шпили огромной величины, что исказило древний облик церкви. В довершение ко всему, перед порталами устроили тамбуры.

Постепенное возвышение масс храма кверху было утрачено с западной стороны. Пирамидальный рост собора виден с востока. Древнее покрытие храма было позакомарным, что также работало на эффект пирамидальное™ верхней части постройки. Главы имели по-византийски параболическую форму.

Архитектура

В плане собор представляет собой большой (18,25 х 27 м) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами. Раскопки показали, что к восточным углам были пристроены небольшие часовни, которые не сохранились.

Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Они также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными.

В интерьере Спасского собора превалирует строгое и торжественное сочетание вертикалей и горизонталей. Здесь явственно акцентирована удлиненность здания, что сочетается с внутренними двухъярусными аркадами, уходящими в подкупольное пространство. Вдоль них изначально шли деревянные настилы северных и южных хоров, усиливавших горизонтальное членение интерьера. Подобные аркады свойственны византийскому зодчеству той эпохи, но редки в Киевской Руси.

Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты. Стены и своды украшали древние фрески, погибшие в пожаре 1756 г. По великолепию убранства храм Спаса не уступал первопрестольным киевским церквам.

Возможно, строители Спасо-Преображенского собора повторяли в какой-то мере схему Десятинной церкви — первого монументального храма Киевской Руси. П. А. Раппопорт высказал предположение, что мастера, создававшие этот черниговский собор и Софию Киевскую, были из одной и той же столичной византийской артели.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове принадлежит к уникальным памятникам визан-тийско-киевской школы зодчества первой половины XI в. Он сыграл значительную роль в формировании строительных норм в храмовом строительстве домонгольской Руси. «...В кругу конкретных условий изменившихся местных связей, в древнерусском зодчестве еще до татаро-монгольского нашествия, зародилось новое течение, нашедшее для своего развития благоприятную почву и в торгово-ремесленной среде города, и в среде княжеско-церковных верхов,— пишет исследователь В. Косточкин («Древнерусские города»). — Шел поиск нового художественного образа, отвечавшего изменившимся эстетическим воззрениям».

Как добраться

г. Чернигов, ул. Преображенская, 1

На карте

Назад

 

© 2008 Музей православного зодчества.
Храмы, церкви, соборы и монастыри России. Архитектура, история и искусство.