По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Собор Владимирской иконы Божией Матери г. Кронштадта

Собор Владимирской иконы Божией Матери в г. Кронштадте – храм с непростой историей и судьбой. Именно здесь долгое время размещалась самая первая и главная святыня в Кронштадте — Владимирская икона Божией Матери. Храм много пережил в советские годы. Не разрушенный во время революции и войны, он едва уцелел в мирные 60-е. Сегодня Владимирский собор возрожденный и обновленный принимает ежедневно сотни прихожан.

История

Изначально на месте собора Владимирской иконы Божьей Матери стояла деревянная церковь, построенная в 1753 году в гарнизонном полку. В 1864 году она была уничтожена большим пожаром. На ее месте в 1875-79 гг. была построена Владимирская крепостная церковь, проект которой принадлежал архитектору Х.И. Грейфана. 24 февраля 1880 года церковь была освящена главным священником армии и флотов протоиереем П. Е. Покровским. Окончательную отделку закончили в 1882 году. Стоимость постройки выразилась в 205.909 рублей, отпущенных казною. В 1902 году был издан приказ по военному Ведомству, согласно которому гарнизонная церковь Владимирской иконы Божьей Матери была названа собором. Он стал полковым храмом для сухопутных войск Кронштадта. Собор вмещал до 3000 человек.

Главной святыней храма была старинная Вла¬димирская икона Божьей Матери, написанная в 1703 году, копия с известной чудотворной иконы. Вероятно, она принадлежала Островскому полку — первым строителям Кроншлота, поселившимся на Котлине еще в 1704 году, и бы-ла привезена сюда вместе с походной церковью. Позднее, в 1735 году, когда икона уже находилась в постоянном храме, для нее был изготовлен дорогой серебряный позолоченный оклад «с раз¬ноцветными каменьями». Тогда же, видимо, была сделана надпись на обороте иконы: «Сей образ написан 1703 года мая 29 дня, оклад сделан 1735 года февраля 20-го дня». Эту икону можно считать ровесницей «столичного града» Санкт-Петербурга, ведь он был заложен всего за две недели до написания этой иконы. Над иконой Владимирской Божией Матери в медальоне располагался образ Рождества Христова, а слева над образом Николая Чудотворца — образ Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1917 г. грянули революции. В 1918 г. правительство постановило отделить церковь от государства. Это означало, что храму грозит гибель и разграбление. В результате разгрома исчезла и сама Владимирская икона Божьей Матери. Много было разных версия о том, куда она могла исчезнуть, были предположения, что прихожане вынесли и спрятали икону. Где находится икона, до сих пор неизвестно.

В 1920-е собор был закрыт. В довоенные годы здание никак не использовалось, однако и не было разрушено, как другие храмы города. Не сильно оно пострадало оно во время войны: два снаряда лишь повредили крыльцо и кровлю на одной из главок.

До сентября 1966 года здание собора стояло пустым. В тот было решено переоборудовать его и прилегающие к нему территории под центр физического воспитания школьников. В 1967 году были сняты кресты и колокола сняли, и, чтобы ускорить работы, стали взрывать отдельные конструкции. Однако, это оказалось не так просто – дали трещины близлежащие здания, а храм не поддавался. Тогда общество охраны памятников прекратило эти работы и пригласило авторитетную комиссию. Эта комиссия нашла, что, несмотря на ущерб, нанесенный «деятельностью» строителей, собор «должен быть отнесен к числу инте-ресных памятников культовой архитектуры второй половины XIX века в северо-западном регионе СССР». Отметив его высокохудожественные качества, комиссия предложила срочно законсервировать здание, а после реставрации использовать под культурно-просветительное учреждение. Полуразрушенный собор был заброшен и забыт на почти 30 лет.

17 ноября 1990 года Исполком Ленинградского городского Совета принял решение о передаче этого полуразрушенного храма Церкви. В городе начал действовать приход, появился священник — отец Владислав Клановец. В 1994 году по ходатайству Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимирский собор признали памятником архитектуры федерального значения. В том же году началась его реставрация, а 8 сентября 1997 г. в храме было проведено первое богослужение.

С 1 декабря 1998 года настоятелем собора был назначен новый священник — протоирей Святослав Мельник. С его приходом реставрационные работы пошли быстрее. Была открыта воскресная школа.

К 300-летнему юбилею Кронштадта были сняты леса, завершена внешняя отделка храма и к радости кронштадтцев засиял небесной красоты возрожденный собор.

Архитектура

Здание решено в византийском стиле и завер¬шено необычным пятиглавием — три луковичные главки венчают восточную часть и две расположены по бокам стройной шатровой колокольни. Храм опирается на высокий подклет из гранита. Окна первого этажа украшены лепными кокошниками с балясинами, в стиле русских церквей. Стены окрасили в серый цвет, крыша была железной, колокольня покрыта шиферным железом; на куполах блестели большие золоченые кресты. Семь медных крестов для храма по рисунку X. Грейфана изготовил фабрикант бронзовых изделий Ф. Перро. Кресты были одинакового рисунка, но разных размеров, медные, вызолоченные через огонь, на железном каркасе: шесть для церкви и один для портика.

Крыльцо-портик с открытыми арочными проемами покрыто металлической крышей со скатом и над центральным проемом украшено небольшим фронтоном в форме трехлопастного кокошника с крестом. Проемы разделены узкими стенками со сдвоенными полуколоннами, что напоминает аркаду на колоннах — мотив, повторяющийся в оформлении боковых стен и интерьеров. Внутри портика, на стенах церкви, слева и справа от входных дверей, были помещены большие иконы, писанные на металле, святых Александра Невского и Николая Новгородского (Качанова). В храм ведет высокая гранитная лестница с каменным портиком.

Колокольня — восьмерик на четверике — увенчана восьмигранным шатром в московском стиле, с двумя ярусами окон-слухов. Основание шатра украшает ряд сложных кокошников. Ребра шатра подчеркнуты валиками, окрашенными в белый цвет. Завершает шатер луковичная главка на высоком барабане с рядом кокошников у основания. Под колокольней в квадратном картуше под стеклом — икона Спасителя Благословляющего, писанная на металле. С наружной стороны в по-лукружии портика установлен образ Владимирской Божьей Матери, написанный масляными красками на металле с медным вызолоченным ободком. На фасадах четыре образа, написанные на металлических досках масляными или другими красками, под стеклом. Это было вызвано особыми климатическими условиями. Иконы и «железные рамы с бронзовой, золоченой гальванопластически окладкой и с зеркальными стеклами» для них были заказаны Обществу русских художников, которое обладало опытом выполнения подобных работ.

Каменное здание Владимирского собора пред¬ставляет собой интересный пример полкового храма, предназначенного для многих воинских частей. План храма в виде вытянутого прямо¬угольника имеет функциональное значение: во время богослужения воинские подразделения выстраивались в шеренгу так, что первые ряды каждого подразделения занимали место вблизи алтарной части, а последние — ближе к притвору. Таким образом, устранялись нередкие тогда споры о том, какая воинская часть имеет преимущественное положение. Впоследствии этот опыт был использован при создании в 1901 году типового проекта полкового храма.

Впервые в практике строительства культовых сооружений здесь были применены металлические конструкции, заполненные внутри цементным составом. Благодаря их незначительному объему богослужение можно было наблюдать буквально отовсюду.

Великолепной была и внутренняя отделка храма: пол — мозаичный, на темно-вишневых стенах и потолке красиво выделялся пестрый орнамент, выполненный в византийском стиле. В центре церкви располагался иконостас, вырезанный на фабрике Шредера из темного американского ореха и отличавшийся вкусом и тонкостью работы. Царские врата были изготовлены из кипариса. Амвон был обнесен прекрасной балюстрадой из белого мрамора с бронзовой решеткой. Его изготовил крестьянин Михайлов. Им же сделаны и мраморные подоконники. Южные и северные двери, ведущие к алтарю, были из резного ореха.

Все образа в иконостасе были написаны на медных досках. Живописные работы, а также окраска храма были выполнены Обществом русских художников, кроме четырех старинных образов в серебряных позолоченных ризах, оставшихся от старого храма. В настоящее время лишь немногие потемневшие от времени и непогоды фрагменты напоминают о былом великолепии. Храм освещался тремя изящными бронзовыми люстрами по 40 свечей каждая, скопированными на заводе «Никольс и Плинке» с люстр лондонской домовой церкви императрицы Марии Александровны, герцогини Эдинбургской.

В верхних окнах стояли желтые стекла, еще более увеличивавшие эффект пестрой орнаментации. Над притвором были устроены большие хоры. Ризница была изготовлена в византийском стиле. Храм отличается прекрасной акустикой.

На равнинной местности и при общей низкоэтажной застройке храм с пятью высокими главами и 50-метровой колокольней стал важной доминантой, организующей пространственно-планировочную структуру северо-восточной части города. Главы и колокольня Владимирского хра-ма были видны с дальних точек Невского фарватера и являлись ориентиром для морских судов. И в наше время восстановленные церковные шатры и главы можно видеть примерно с середины дамбы.

На карте

Как добраться

г. Кронштадт, ул. Владимирская, д. 32
тел. 8 (812) 311-53-30

Назад

 

© 2008 Музей православного зодчества.
Храмы, церкви, соборы и монастыри России. Архитектура, история и искусство.
Сайт "Музей православного зодчества" является электронным СМИ (Свидетельство № ФС77 - 37756) перепечатка материалов без разрешения редакции запрещена и преследуется в соответствии с ФЗ "Об электронных СМИ" и ФЗ "Об авторском праве"