По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Церковь Михаила Архангела (Свирская) в Смоленске

Церковь архангела Михаила, наверное,  наиболее известный памятник древнерусского зодчества в городе Смоленске. Она расположена на западной окраине старого города, окруженного крепостными стенами, у края холма, возвышающегося над поймой Днепра. В позднее время церковь стали называть Свирской. Древнее же её название, по-видимому, церковь чуда архистратига Михаила.

Церковь Михаила Архангела (Свирская) в Смоленске. Южный фасад.

История

Храм возводился в 1180—90-х годах на западной окраине Смоленска, на высоком берегу речки Смядыни, вблизи ее впадения в Днепр, у места схода военных и торговых путей с Северных (Свирских) земель. Возможно, отсюда возникло еще одно название храма — Свирская церковь. Согласно другой гипотезе один из приделов церкви в XVI веке был посвящён святому преподобному Александру Свирскому.

Заказчиком церкви выступал смоленский князь Давид Ростиславич. Есть свидетельство летописца о том, что храм возводился либо на княжеском дворе, либо совсем рядом с ним: «Сам (князь Давид Ростиславич – прим.ред.) бо сяков обычай имееть — по вся дни ходя ко церкви святого архистратига Божия Михаила, юже бе сам создал во княжении своем...».

На строительство придворного великокняжеского  храма князь выделял немалые средства из собственной казны, что также отражено в летописи: «... такое же несть в полунощной стране, и всим приходящим к ней дивитися изрядней красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчугом и камением драгим украшены, и всею благодатью исполнена».

Церковь Михаила Архангела (Свирская) в Смоленске. Фото: Каверзнев М.Г., 15 сентября 1952 г.

Источники не содержат точных сведений о том, какие мастера были строителями данного храма, но известно, что данное сооружение отличается от сложившийся во второй половине XII века собственной архитектурной школы Смоленска, основанной на византийских и южно-русских традициях. Исследователи подчеркивают, что в основе церкви Михаила Архангела лежит совсем другая традиция архитектурного оформления храмов – полоцкая, которая достаточно сильно отличалась от южнорусской. Вероятно, полоцкое влияние связано с походом Давида Ростиславича 1186 года на Полоцк во главе союзных войск, который был завершен мирным договором и на некоторое время фактическим подчинением Полоцка Смоленску.

Многие исследователи отмечают, что хотя церкви Михаила Архангела и присущи многие основные черты полоцкой архитектурной школы, они не просто перенесены на смоленскую почву, а в некотором роде творчески переосмыслены. Так, например, в церкви Архангела Михаила боковые притворы полностью открываются внутрь храма и не отделяются от него перемычками-порталами, как в полоцких церквях. Большим разнообразием и сложностью отличается и оформление внешних стен. Это позволяет говорить о формировании в Смоленске на рубеже 1180—1190-х годов самостоятельного архитектурного направления, базирующегося на традициях полоцкого храмового зодчества.

О дальнейшей истории храма известно не так много. В 1611 году Свирская церковь была обращена поляками в костел, но затем восстановлена для православного богослужения.

В начале ХVIII века церковь значительно перестраивалась: были переложены верхние части стен и своды, частично изменена декорация фасадов. Подпружные арки и барабан при этом были сохранены. Именно в это время были пробиты большие 8-гранные окна в стенах притворов, а позднее,  уже в конце ХVIII века или в начале XIX – круглые.

В 1775-85 годах вокруг храма возвели невысокую сплошную кирпичную ограду с надвратной колокольней в северо-восточном углу. Ее ярусная композиция слагается из четверика с арочным проездом и двух восьмериков, почти равных по ширине. Завершается колокольня легким 8-гранным барабаном с луковичной главкой, декорирована пилястрами и неширокими межъярусными поясами. Над арками звона выложены бровки. Кирпичные стены колокольни побелены.

Необходимо отметить, что история церкви Михаила Архангела связана с ныне несуществующим Борисоглебским монастырём. Этот монастырь был построен на Смядыне на месте гибели святого мученика Глеба.

Князь Давид до Смоленска княжил в Вышгороде, где хранились мощи первых русских святых. Со временем он перевёз «ветхие раки»  в Борисоглебский монастырь. Там же, по преданию, похоронили  и самого князя Давида Ростиславовича, принявшего перед смертью монашеский постриг.

Со временем обитель пришла в упадок, и в 1833 году Смоленский губернатор разрешил разбирать развалины древних монастырских построек для добычи каменного бута, необходимого для строительства дороги Москва-Смоленск. В руинах Борисоглебского собора была обнаружена гробница из белого известняка. Большинство ведущих смоленских исследователей-краеведов высказывали мнение о том, что в этой гробнице был захоронен сам князь Давид. Впоследствии гробницу перенесли в церковь Архангела Михаила, где она и находилась вплоть до закрытия храма в первой половине XX века. О нынешней судьбе реликвии ничего неизвестно.

Церковь Михаила Архангела (Свирская) в Смоленске. Перед началом реставрации (1966 г.)

В начале 1960-х годов была проведена реставрация Свирской церкви по проекту П. Д. Барановского. В результате были удалены наслоения XVIII–XIX веков, кровля устроена в формах XVII века – однако, из-за неполноты данных, точное восстановление первоначальных форм невозможно. В 1985 году была закончена реставрация фасадов. В основу проведенных работ был положен принцип фрагментарной реставрации с восстановлением точно документированных элементов декора XII века при сохранении поздних наслоений. В настоящее время продолжается реставрация интерьера храма, которому, по проекту, предполагается вернуть облик XII века. Храм действует.

Архитектура

На Смоленской земле Церковь Архангела Михаила стала первым храмом башнеобразного типа — тело храма представляет собою вытянутую четырехгранную башню с тремя притворами – с севера, запада и юга. С восточной стороны храм имеет только одну апсиду, которая, вместе с тремя притворами, создает четкий пространственный крест. Свирская церковь имеет достаточно большие размеры: ширина здания с севера на юг 28 метров, длина с востока на запад 28,6 метра, высота внутреннего помещения 35 метров, общая высота 38,5 метра. Храм, как и многие памятники того времени, построен из плинфы.

Композиция Свирской церкви производит удивительно целостное впечатление: силуэт здания устремлен вверх не только благодаря поднятому на высоком пьедестале куполу, но и благодаря последовательности градации разных по высоте частей здания (притворов, алтарной апсиды), которые зрительно создают впечатление ступенчатых нарастающих объемов.

Фасады храма имели трехлопастные завершения. Вероятно, такими же были и грани квадратного постамента главы. Во внешнем убранстве были использованы аркатурные фризы, уступчатые арочные нишки разных размеров, рельефные кресты, бровки над оконными и дверными проемами. Особую выразительность зданию придают пучковые лопатки с полуколонкой посредине. С западной стороны вертикальная динамика усилена дополнительными обломами в угловых лопатках, за счет чего именно западный фасад воспринимается как главный.

Церковь Михаила Архангела (Свирская) в Смоленске. Фото начала XX века.

Над верхним полуциркульным сводом окон были устроены двухрядные полукруглые козырьки (сандрики), составленные из специально изготовленных плинф. Углы здания украшены сближенными боковыми пилястрами, между которыми выступало ребро угла. В западной стене и западных пряслах южных и северных стен первоначально были проходы, объединявшие хоры в верхних ярусах всех трех притворов. Вход на хоры находился в северной стене западного притвора. В пряслах стен внутри основного объема устроены большие аркосолии. Стены, своды, оконные откосы (внутренние и наружные), а также киоты на фасадах имели фресковую роспись. Первоначальные полы были из поливных керамических плиток.

Как и во многих древних храмах, в решении внутреннего пространства Свирской церкви важнейшую роль играло освещение. Центральная часть собора прекрасно освещена благодаря большим окнам в простенках высокого барабана, средокрестие акцентировано тройными окнами в верхней части центральных прясел. Кроме того, дополнительные окна имелись также и в боковых пряслах.

Церковь Михаила Архангела (Свирская) в Смоленске. Подкупольное пространство.

Можно предположить, что в те времена, когда собор был расписан, это обилие света, многокрасочность пышного убранства и устремленность вверх производили на верующих неизгладимое впечатление. Впрочем, несмотря на то, что росписи собора почти полностью утрачены, и сегодня интерьер Свирской церкви и сегодня удивляет своими стройными, и в то же время величественными пропорциями.

Любопытно то, что росписи церкви не ограничивалась только интерьером. Неожиданной находкой при исследованиях 1960-х годов было раскрытие орнаментальной росписи на наружных откосах освобождённого от закладки оконного проёма. Это был ряд крупных цветов, вписанных в круги, выполненных в ярких тонах, что вносило дополнительный элемент праздничности во внешний облик здания.

Как добраться:

Смоленская область, г. Смоленск, ул. Парковая, д.2А

Географические координаты: 54.790639°N  32.018897°E

На карте:

Ссылки по теме:

  • В. Г. Брюсова «Вновь открытые фрески церкви Архангела Михаила В Смоленске» на портале «Русский город»
  • Н.Н. Воронин, П. А. Раппопорт «Зодчество Смоленска XII — XIII вв.Церковь архангела Михаила»на портале «Русский город»
  • Т.Е. Каменева, С.С. Подъяпольский «Реставрация церкви Михаила Архангела в Смоленске (предварительные итоги)» на портале «Русарх»

Назад

 

© 2008 Музей православного зодчества.
Храмы, церкви, соборы и монастыри России. Архитектура, история и искусство.