По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Спасо-Преображенский Собор Мирожского Монастыря в Пскове

Спасо-Преображенский Собор Мирожского монастыря – уникальный по своему замыслу и хорошо сохранившийся памятник, дошедший до наших дней, связанный с деятельностью одного из выдающихся деятелей русской церкви – архиепископа Нифонта. Знаменитые фрески являются редким примером почти полностью сохранившейся идейно-догматической программы росписей древнерусского храма и отражают главную вероучебную проблематику XII века.

Спасо-Преображенский Собор Мирожского монастыря в Пскове

Спасо-Преображенский Собор Мирожского Монастыря в Пскове. Северный фасад.

История

Исторически в XI  и в начале XII века Киев несомненно являлся доминантой как в политической, так и во всех других сферах жизни домонгольской Руси. Однако уже в 30-50-е года XII века центр дальнейшего развития русской культуры переходит на северо-запад Руси, и во многом это связано с деятельностью архиепископа Нифонта, занимавшего новгородскую кафедру с 1131 по 1156 годы. Грек Нифонт был выходцем из Киево-Печерской Лавры и стал архиепископом Новгорода в момент политического кризиса. В это время значительная часть новгородских земель была христианизирована только номинально, а в таких городах, как Ладога и Псков язычество продолжало занимать активную позицию. Единственным на тот момент храмом Пскова был Троицкий собор, по сведениям археологов, совсем недалеко от него было расположенное действующего еще в начале XII века языческое капище – таким образом, в Пскове христианство буквально соседствовало с язычеством. Вероятно, именно поэтому здесь, в Пскове, а немного позднее и в Ладоге, владыка Нифонт начинает воплощать свою идею окончательной христианизации русских земель – его инициатива направлена на создание монастырских обителей, где проповедь христианских идеалов могла быть подкреплена конкретным примером монашеской жизни. Помимо Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря ведется строительство собора Рождества Иоанна Предтечи Ивановского монастыря – оба храма возводятся примерно в одно и то же время.

Историки отмечают, что короткий период церковного строительства архиепископа Нифонта является одним из переломных моментов в истории зодчества северо-западной Руси XII века. И именно Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря становится храмовой постройкой нового типа, в которой, в отличие от сложившейся традиции новгородского строительства раннего XII века, обозримость и открытость интерьера становится едва ли не главной доминантой образа храма.

Исследователи не располагают точными данными о времени строительства Спасо-Преображенского собора. Его закладка, возможно, произошла в 1137-38 годах, а уже к 1140 году основной массив храма был построен. По другим источникам строительство шло в 1140—1150 годах. Работы по росписи собора происходили, по всей вероятности, примерно в то же время, о чем свидетельствуют разнообразные технологическое данные.

Cобор строился поэтапно, при этом первоначальный замысел постройки постепенно менялся.

Некоторые факты указывают на то, что строительством собора занималась новгородская артель, пришедшая в Псков из Новгорода вместе с Нифонтом,  однако в ее составе могли быть также византийские либо балканские мастера. Так, например, можно отметить характерную для Новгорода кладку и наличие аркатурного фриза на барабане под главой.

За века существования собор неоднократно менял внешний облик.  В XVI веке к его западному фасаду пристраивается паперть со звонницей, традиционную для псковской архитектуры, а позднее, в XVII-XVIII веках собор получает четырехскатное покрытие, которое закрыло нижнюю часть барабана купола и его окон. Это изменило контуры купола, кроме того, его шлемовидная глава была заменена на луковичную.

Спасо-Преображенский Собор Мирожского монастыря в Пскове

Спасо-Преображенский Собор Мирожского Монастыря в Пскове. Западный и южный фасады.

В настоящее время только восточный фасад Спасо-Преображенского собора, который выходит на берег реки Великой, отдалено напоминает облик собора в XII веке. За века грунт вокруг собора вырос примерно на 2 метра, что придает нынешним пропорциям храма приземистый вид. Тем не менее, это впечатление полностью пропадает внутри собора, где перед зрителем открывается великолепная картина фресок XII столетия, сохранившаяся практически по всему объему стен.

Как и большинство памятников русской средневековой монументальной живописи, фрески Спасо-Преображенского собора были забелены  еще в XVII веке. Их обнаружили и раскрыли только в конце XIX века, когда в России возрос интерес к отечественным древностям, вскоре ставший наукой о русском средневековом искусстве и его византийских корнях. Таким первооткрывателем уникальных фресок собора стал В.В. Суслов – археолог, реставратор и историк искусств. Усилиями Суслова и его учеников фрески были раскрыты из-под поздних наслоений и предстали в первозданном виде. Однако естественная для памятника такого возраста потертость красочных слоев и утрата отдельных участков фресок привели к тому, что указом Синода для «восстановления» фресок была  приглашена артель владимирских иконописцев под руководством Н.М. Сафронова, которая в 1900—1901 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохранив только подлинную  иконографию сюжетов.

В 1920-х годах началось новое раскрытие фресок, однако до сегодняшнего дня примерно половина площади древней живописи находится под слоем поновлений 1901 года.

Архитектура

Изначальный замысел собора – это квадратный в плане крестово-купольный храм без хор, с четко выделенными ветвями подкупольного креста.

spas-preobr_miroj_plan

Спасо-Преображенский Собор Мирожского Монастыря в Пскове. План.

Особенно любопытно, что изначально крестово-купольная конструкция была четко выявлена  за счет понижения угловых объемов — их перекрытия были вдвое ниже центральных сводов. Собор имел три апсиды, причем боковые апсиды были практически вполовину ниже центральной и соответствовали по высоте боковым компартиментам с западной стороны.

spas-preobr_miroj_reconstr1

Первый этап строительства Спасо-Преображенского собора (реконструкция М.И. Мильчика и Г.М. Штендера)

Таким собор сохранился изнутри – с хорошо выявленной структурой крестово-купольной конструкции, с широкими плоскостями стен без членений, которые плавно перетекают в своды.  Несмотря на то, что в XII веке подобный тип храма был широко распространен на Балканах, для древней Руси подобное сооружение стало чем-то совершенно новым и не похожим на все остальные храмы — как того периода, так и более ранниее. Отчасти из-за этого ученые предполагают, что в составе артели строителей были иноземцы.

spas-preobr_miroj_reconstr2

Спасо-Преображенский собор. Северный фасад  (реконструкция Г. Алферовой)

Характерные для того периода членения стен лопатками и выделение вертикалей в этом храме полностью отсутствуют, интерьер выглядит очень цельным и монолитным, и только немногочисленные окна, арки в боковые объемы и выделенные подпружные арки вносят в него некоторое разнообразие. В интерьере храма нет акцента на опорность несущих частей. Опоры барабана  (в плане они читаются как столбы) на самом деле являются продолжениями стен, которые в нижней части были только прорезаны невысокими арками в угловые компартименты. Композиция собора увенчана необычайно просторным куполом, объем которого был увеличен за счет  того, что при строительстве стены барабана были значительно утонщены изнутри, что облегчило конструкцию и увеличило внутренний диаметр купола почти на 1,5 метра.

spas-preobr_miroj_kupol

Спасо-Преображенский Собор Мирожского Монастыря в Пскове. Купол и паруса свода.

По неизвестным причинам архитектурная композиция собора была изменена –низкие западные компартименты почти сразу были надстроены, и, таким образом, общий уровень фасада был повышен до верхней отметки центрального свода.

spas-preobr_miroj_reconstr3

Второй этап строительства Спасо-Преображенского собора (реконструкция М.И. Мильчика и Г.М. Штендера)

Хотя эта перестройка нарушила снаружи ясно выраженную крестово-купольную конструкцию храма, изнутри это осталось практически не заметным. Над угловыми помещениями возникли два небольших замкнутых объема второго этажа, оборудованные под придел и ризницу, а в пространстве западного рукава подкупольного креста между ними был установлен деревянный настил хор, попасть на который можно было по наружной деревянной лестнице через дверной проем, растесанный на месте верхнего окна западной стены (этот проем ныне заложен, однако сегодня его можно без труда рассмотреть на фасаде).

Фасады Мирожского собора полностью лишены декоративных элементов, и единственным их украшением является плоский, типично «новгородский», аркатурный поясок в карнизе барабана.

Такая архитектура дает довольно любопытный эффект: входя в храм, человек сразу же оказывается под сенью купола. Движение в пространстве храма сведено к определенно указанной цели – предстоянию перед алтарем, как перед троном Господним. Размеры окружающего пространства осознаются как символическая дистанция, существующая между горним и дольним, человеческим и божественным.

Фрески

Архитектурный образ Спасо-Преображенского собора тесно связан с программой его фресковой росписи, сделанной по заказу архиепископа Нифонта в ходе завершения строительства храма. Согласно технологическим данным, артель художников работала с тех же строительных лесов, что и строители, начиная с купола. По мере продвижения вниз эти леса разбирались, а их крепления в стене заполнялись штукатурным грунтом и поверху расписывались. Эти и другие технологические следы дают хорошее представление о методах и последовательности работы художников. Судя по швам стыковки штукатурных слоев, мастера уже за первый рабочий сезон расписали купол и своды собора.

spas-preobr_miroj_freski3

Центральная апсида. Общий вид.
(Илл. из книги Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. — М., Северный Паломник, 2002.)

Затем, в силу того, что в храме произошли изменения, система декорации западного рукава подкуполного креста была изменена (первоначальная программа, видимо, не предусматривала появления хор в этой зоне). В местах утрат живописи в этой части стен хорошо просматривается предварительная разметка, согласно которой площадь стены под хорами должна была быть расписана двумя регистрами изображений. Однако с появлением хор места для двух регистров оказалось недостаточно, и  туда поместили изображения святых воинов, что внесло некоторый диссонанс в общую систему декорации собора.  Однако в общем внутреннее пространство храма сохранило свою целостность, которая была предопределена единством архитектурно-художественной программы архиепископа Нифонта.

Предположительно фрески  Спасо-Преображенского собора были выполнены вызванной из Киева артелью мастеров, которой руководили греки. На связь с Киевом частично указывает тот факт, что в апсиде крещальни киевского собора Святой Софии (сцена Крещения, изображения святителей) сохранились фрески, имеющие поразительное сходство с фресками Спасо-Преображеского собора в Пскове.

Во фресковом ансамбле Спасо-Преображенского собора отразилась главная вероучебная догматика своего времени, волновавшая умы константинопольских богословов еще с конца XI века о выразившаяся в богословских диспутах середины XII века. Утверждение основополагающих догматов христианской веры  – реальности воплощения Бога и ипостасное соединение во Христе божественной и человеческой природы – стало одним из главных лейтмотивов системы декорации храма, где перед зрителем столь подробно раскрывается догмат о богочеловечестве Христа.

spas-preobr_miroj_freski1

Фигуры пророков.  Фреска барабана.
(Илл. из книги Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. — М., Северный Паломник, 2002.)

Фрески поражают своим многообразием и обилием сюжетов. Помимо подробного евангельского повествования, сцены которого занимают верхние регистры центрального объема, здесь также представлены Деяния апостолов, Протоевангелие Иакова (история детства Богоматери), житие Иоанна Предтечи, апокрифическое сказания об архангеле Михаиле.  Эти сюжеты находятся в малых боковых объемах и представляют собой пространственно замкнутые циклы, изобилующие различными повествовательны деталями. Ряд исследователей утверждают, что среди памятников византийского искусства данной эпохи фрески собора Мирожского монастыря по подробности изложения сравнимы только с мозаиками нескольких соборов на Сицилии, выполненными в 1140—1180-х годах византийскими мастерами.

«Деисус» в конхе алтаря с восседающим на троне Христом является одной из главных доминант в росписи собора. По сторонам от него изображены Богоматерь и Иоанн Предтеча в позе моления. Сам Христос представлен в данной композиции не только как грядущий Судья, но и как Жертва, принесенная во искупление человеческих грехов. Такое понимание этой иконографической композиции основано на ряде иконографических деталей, прежде всего медальоне над фигурой Христа, в котором изображена «Этимасия» или «Престол уготованный» — сложное символическое изображение Святой Троицы, представляющего собой престол, на котором лежит Евангелие и орудия страстей Христовых. Этот мотив акцентирует жертвенность Бога-Сына.

Тема евхаристической жертвы продолжена расположенным ниже «Причащением апостолов», которое стало традиционным алтарным сюжетом для искусства развитого XII столетия.

Еще одна доминанта в росписи собора – гигантское купольное «Вознесение»,  которое в XII веке также приобретает новое осмысление  и окончательно утверждает реальность соединения во Христе божественной и человеческой сущности (важен сам факт вознесения распятого и воскресшего Христа на небо во плоти). Эта композиция обладает рядом уникальных особенностей, которые будут повторены и в других русских купольных композициях второй половины XII века. Стоит обратить внимание на количество ангелов и их постановку. Если в византийских храмах мы видим, как правило, два, четыре или, крайне редко, шесть летящих ангелов, то  в купольной композиции Мирожского  собора присутствуют восемь стоящих ангелов. Их позы динамичные – словно они идут или танцуют. Вся сцена пронизана духом радостного прославления и триумфа.

spas-preobr_miroj_freski2

Вознесение Христово. Центральная часть композиции. Фреска купола.
(Илл. из книги Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. — М., Северный Паломник, 2002.)

По сравнению с памятниками предшествующего периода, в росписи усиливаются интонации поучения и назидания, усложняется иконография, трактовка объемных форм полностью подчинена абстрактному линейно-плоскостному ритму. Сцены, изображенные на стенах храма, являются не только объектами рассмотрения и размышления, но и своего рода комментариями к священнодействию, происходящему во время службы.

В росписях отсутствует чрезмерный драматизм сюжетного действия. Позы персонажей подчеркнуто сдержаны, эмоции скупы, лики серьезны и сосредоточенно внимательны, взгляды либо испытующе суровы, либо покорны и кротки. Персонажи сцен выступают и в роли очевидцев чуда, и одновременно в качестве свидетелей «вочеловечевания» Христа, его прихода к людям и пребывания с ними.

Тема «сопребывания» с людьми особенно важна: в каждой сцене Христос представлен молчаливо-бесстрастным и словно отстраненным от активного действия.  Совершаемое им есть, прежде всего, таинство, и о нем свидетельствуют не только взгляды и многократно повторенные указующие жесты участников евангельских событий, но и исходящий из глубины красочного слоя не яркий, но пронизывающий все изображения свет, переливающийся оттенками лазурно-голубого, золотисто-желтого и чистого белого цвета. Это сияние, как воздух наполняющее пространство собора, объединяет все изображения в единую сцену, которая представляет мистерию явления божественной славы Христа. Так утверждается мысль о том, что евангельская история существует вне времени, являясь мистической реальностью церковной жизни.

В настоящее время ансамбль Спасо-Преображенского Мирожского мужского монастыря является памятником федерального значения и претендует на включение в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Собор является частью историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, однако в последнее время ведутся разговоры о том, что монастырь может быть передан в полное ведение Псковской епархии Русской Православной Церкви.

Как добраться:

Адрес:  г. Псков, Ольгинская набережная, 2,3.

Географические координаты: 57.806399°N   28.329433°E

На карте:

Ссылки по теме:

  • Фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря на портале «Христианство в искусстве»

Назад

 

© 2008 Музей православного зодчества.
Храмы, церкви, соборы и монастыри России. Архитектура, история и искусство.
Сайт "Музей православного зодчества" является электронным СМИ (Свидетельство № ФС77 - 37756) перепечатка материалов без разрешения редакции запрещена и преследуется в соответствии с ФЗ "Об электронных СМИ" и ФЗ "Об авторском праве"