Николаевский Морской собор в Кронштадте
Уникальный храм-памятник, который является главной архитектурной доминантой Кронштадта на острове Котлин, поражает размером и красотой, а внимательный взгляд непременно заметит его сходство с собором Святой Софии в Константинополе (Стамбуле). Непростая и во многом трагическая судьба Морского Собора все еще до конца не решена.
Николаевский Морской собор в Кронштадте.
История
Первые упоминания об идее сооружения в Кронштадте нового храма — памятника истории развития Русского флота — относится к 1896 году. Свято-Никольский собор в Кронштадте получил название «Морской», так как сооружался Морским ведомством по инициативе главных военных чинов Кронштадта: начальника Главного Управления кораблестроения и снабжений вице-адмирала В. П. Верховского и главного командира Кронштадтского порта вице-адмирала Н.И. Казнакова. Казнаков писал о будущем соборе: «будущий морской храм должен быть не только местом молитвы, но и памятником, ибо Кронштадт есть колыбель русского флота». В 1899 году место Казнакова занимает новый командир порта, вице-адмирал С. О. Макаров, который в 1900 году стал председателем комитета по постройке нового храма в Кронштадте.
Первый международный конкурс на проект нового собора был объявлен в 1897 году, затем проводилось еще несколько конкурсов. 26 июля 1899 г. Николай II утвердил проект архитектора А. И. Томишко, в конкурсах не участвовавший. Комитет по строительству раскритиковал проект Томишко, после чего проект был поручен архитектору В. А. Косякову, уже имеющему опыт строительства храмов для Морского ведомства (ранее он построил церковь во имя Милующей Божией Матери в Галерной гавани и Морской собор в порту императора Александра III).
Активным сторонником строительства и одним из первых жертвователей стал протоиерей Иоанн Сергиев, выдающийся подвижник Русской Православной Церкви ныне известный как святой Иоанн Кронштадтский (1829—1908). Сохранилось его письмо, адресованное начальнику Главного управления кораблестроения и снабжений контр-адмиралу В. П. Верховскому от 28 февраля 1898 года: «Из газет узнал, что дело постройки Морского собора в Кронштадте отложено в долгий ящик, то есть до скончания или града сего, или — самого века сего, близящегося к концу. Иначе понять не могу. Мы строим многомиллионные военные суда, казна отпустила 25 миллионов на укрепление Кронштадта, <...>, а морской храм, который должен бы быть славою флота и России и свидетельством веры и благочестия русских победоносных воинов, видом своим похож на самую убогую сельскую церковь, а то и на деревянную коробку. Почти рядом с ним возвышают гордо верхи свои каменные лютеранские церкви, а православная морская церковь стоит в постоянном принижении. Не за это ли Господь принижает наш флот, погружая наши военные суда на дно морское? Не оттого ли наши частые морские несчастья? Нам, русским, стыдно показать иностранцам морскую святыню, разумею церковь. Бог с вами, господа! Доколе же это будет? Надо спешить строить храм, как вы спешите строить военные суда. Церковь — тот же корабль, которым управляет Сам Господь со Отцем и Духом Святым и лучше всяких военных судов может охранять не только флот, но и всё воинство и всю Россию».
Проект Косякова был принят в апреле 1901 года и утвержден Николаем II 21 мая того же года. Между тем собранных к тому моменту средств не хватало даже для начала строительства. И хотя 27 октября 1901 года Государственный Совет ассигновал средства на строительные работы, сбор пожертвований продолжался: в нем приняли участие все члены императорской семьи, высшие государственные чиновники, предприниматели и простые люди. Наибольшая часть пожертвований была собрана моряками, которые с 1898 по 1913 годы отчисляли одну четверть процента от своего жалования на возведение собора. Всего за эти годы было собрано 280 000 рублей.
Сразу после торжественного молебна о начале строительства собора, проведенного 1 сентября 1902 года Иоанном Кронштадтским, начались работы по расчистке и подготовке территории. На них были брошены силы всего личного состава флотских экипажей и учебных отрядов — около 14 тысяч человек. Работы продолжались осенью и зимой, и уже в 8 мая 1903 г. состоялась торжественная закладка стен в присутствии императора Николая II и членов его семьи.
Собор возводился на территории бывшей Кронштадтской крепости, в самом центре исторической части города Кронштадта. Перед собором расположена обширная Якорная площадь, где проходили все городские торжества и военные парады. Примечательно, что возвышающийся более чем на 70 метров главный купол храма виден со всех точек Невского фарватера.
Храм возводился уже более четырех лет, когда была начата его внутренняя отделка — в 1907 году, а с 1908 года, при введении в строй системы отопления, внутренняя отделка стала проводиться круглый год. Если принять во внимание грандиозность проекта, собор построили на удивление быстро.
Помимо академика архитектора Г. А. Косякова, в строительстве Морского собора также принимали участие инженеры А. И. Виксель, А. А. Ламагин, А. А. Алексеев, инженер профессор П. И. Дмитриев, художник архитектор Н. Л. Подберезкий, десятники А. И. Смирнов и Р. И. Князев. Росписи стен и сводов, мозаики в главном портале выполнены по оригиналам М. М. Васильева, иконы — А. В. Троицкого, наружные мозаичные и майоликовые иконы — по оригиналам Ф. Р. Райляна.
Внутренняя отделка собора заняла гораздо больше времени, чем строительство. Церемония освящения собора состоялась только 10 июня 1913 года в присутствии императора Николая II и членов его семьи, и стала грандиозным праздником не только для Кронштадта, но и для всего Санкт-Петербурга.
На площади перед собором вскоре был установлен памятник строителю собора адмиралу С.О. Макарову (1848 – 1904) работы Л.В Шервуда. Вблизи был разбит парк, устройством которого руководил Э. Г. Гильбих.
Отец Иоанн Кронштадтский не дожил до окончания строительства, но как молитвенное напутствие звучат его слова, сказанные в письме к вице-адмиралу В.П. Верховскому от 4 марта 1898 года: «Да созиждется достойный Дом Божий для морских чинов в Кронштадте, хотя неспешно, но прочно и достойно славного флота. Да проистечёт из него благословение Вседержителя на всё воинство морское. Да положит Господь на сердце Государю, как некогда Давиду, желание и ревность создать Дом Божий на острове Котлин среди волн финских».
Морской собор действительно стал памятником Русского флота. На первом этаже в галереях храма были помещены черные доски с высеченными на них именами погибших моряков со дня основания флота, списки которых были составлены генералом А.С. Кротковым по поручению Морского Министерства. В настоящее время эти бесценные списки и сами доски безвозвратно утрачены. По одной из версий, в списки были включены все морские офицеры, убитые в сражениях, умершие от ран и погибшие при исполнении служебных обязанностей, а также погибшие судовые священники. По другой версии, на мемориальные доски были нанесены имена не только офицеров, но и всех членов экипажей судов, от командира корабля до кочегара, погибших со времен основания флота, независимо от места их службы, времени и места гибели, даже независимо от национальности и вероисповедания. Наряду с мемориальными досками, хранившими имена погибших героев, в храме предполагалось хранить реликвии, связанные с историей флота. Для их хранения в галереях второго этажа были устроены обширные помещения, которые предполагалось превратить в военно-морской музей.
На следующий год после освящения собора началась Первая мировая война. Боевые действия на Балтике велись достаточно далеко от Кронштадта, но и здесь Морской собор служил флоту. Здесь молились моряки перед уходом кораблей в район боевых действий, их родные и близкие заказывали молебны о здравии. В 1918 году здание собора, как и все церковные строения в Советской России, было национализировано и в марте 1919 года передано по договору в пользование прихожанам.
В первое послереволюционное десятилетие — до начала 1927 года — Морской собор входил в единый приход вместе с Богоявленской церковью, и общий список прихожан в 1919 году составлял 946 человек. 14 октября 1929 года Собор первым из храмов Кронштадта был закрыт, церковная служба прекращена, а здание храма передано в собственность Кронштадтского Совета. Имущество собора по оценочной описи (более двух тысяч предметов, в том числе и памятные доски) на сумму 39 389 рублей 10 копеек в основном перешло в ведение Госфонда. 41 предмет, среди них 14 андреевских знамен бывших флотских экипажей, модель собора и золотой крестик передали Военно-морскому музею, а 49 предметов достались Русскому музею. Серебряные церковные ценности общим весом 37 кг и несколько золотых колец были переданы в Северо-Западную контору Госбанка.
В январе 1930 года все 17 колоколов собора и металлическая церковная утварь были отправлены на переплавку. Вечером 14 февраля 1930 года с собора торжественно сбросили колокола и подняли красные флаги. Оставили только второй по весу колокол в 295 пудов (4 726 кг). Причин тому мого быть нескоько: возможно, с его снятием не справились рабочие, либо он был сохранен для того, чтобы своим звоном оповещать город о химической тревоге. Немногим позднее с храма были сброшены семь позолоченных крестов.
1 июля 1931 года Особая часть по Госфондам сняла с учета мраморный иконостас и 6 мраморных престолов «за неликвидностью», фактически дав разрешение на их уничтожение. Все 150 памятных досок с нанесенными на них золотом именами героев флота за 200 лет его существования также были сняты со стен галерей. О дальнейшей их судьбе практически ничего не известно: они были либо разбиты, либо использованы при изготовлении электрощитов для Морского госпиталя и фортов. По свидетельствам, некоторые попали в общественную баню и использовались в качестве сидений. Несколько мраморных досок из собора были переданы в Центральный Военно-Морской музей, но и там они в 1970 году оказались списаны и пропали.
В 1932 году собор стали использовать как кинотеатр, названный сначала «Нью-стар», а затем именем Максима Горького. В 1939 году здание собора передали Балтийскому флоту под Дом офицеров. С тех пор оно остается в более-менее сохранном состоянии: собор ремонтировался, работало отопление.
В начале Великой Отечественной войны на вершине купола был оборудован наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. За годы войны в собор попало несколько немецких снарядов: три с юго-восточной стороны пробили купол и разорвались внутри здания, один — с северной — ударил в восьмигранник основания купола. В конце войны пробоины в куполе заделали, зрительный зал и обитаемые помещения отремонтировали, и кинотеатр возобновил свою работу.
В начале 1950-х годов внутри собора решили оборудовать настоящий киноконцертный зал со сценой, партером, балконом и вспомогательными помещениями. В 1953—1954 годах велись работы по реконструкции и приспособлению здания под эти цели. Для сохранения подкупольного пространства сделали подвесной потолок, на котором по эскизам художника А. Трескина изображены батальные сцены. Потолок и стены украсили росписи на военно-морские темы, освещение залу, рассчитанному на 1200 человек, давала люстра на 300 ламп. Открытие нового клуба Кронштадской крепости состоялось 22 февраля 1955 года, однако уже в начале 60-х годов Крепость была упразднена, и киноконцертный зал стал филиалом Дома офицеров.
Только в 1976 году собор был взят под охрану государства как памятник архитектуры, в нем стали проводить большие ремонтные и реставрационные работы. 8 мая 1980 года в здании собора состоялось открытие музея «Кронштадская крепость», филиала ЦВММ. Экспозиция, размещенная на хорах и галереях в семи залах общей площадью 900 кв. м., насчитывает около 3000 экспонатов. В настоящее время Морской собор является памятником архитектуры федерального значения, состоит на учете Морской инженерной службы и находится в пользовании Кронштадского дома офицеров.
Архитектура
В плане Морской собор повторяет храм Святой Софии в Константинополе с несколько измененными пропорциями. Длина здания — 83,2 м, ширина — 64 м, высота с крестом — 70,6 м. Центральная открытая часть под куполом вмещает 3000 молящихся, кроме того, люди могли стоять на галереях с хорами.
В проекте собора учтен предшествующий опыт создания храмов «византийского стиля» — в частности, опыт архитекторов Д.И. Гримма и В.А. Шеретера, которые были учителями В.А. Косякова. Вместе с тем он привнес много новых приемов в компоновку фасадов и интерьера. Он опирался на «классический» вариант компоновки внутреннего пространства, выраженного во внешних формах и адресующего к историческому прототипу – Софии Константинопольской.
В.А. Косяков дополнил художественное оформление экстерьера собора декоративными элементами романского зодчества, что часто встречалось в европейской архитектуре XIX века, где существовало понятие «византийско-романского» или «романо-византийского» стиля. Если пространственное решение интерьера и его роспись полностью были выдержаны в византийском стиле, то экстерьер собора был выполнен в «византийско-романской» стилистике, что вносило в общее восприятие сооружения несколько «эклектичный» оттенок. Оригинальным решением является центральный портал романского характера, фланкированный башнями двух звонниц.
Николаевский Морской собор в Кронштадте. Деталь внешнего декоративного убранства.
Фасады собора были облицованы долговечным облицовочным серовато-желтым кирпичом и дополнены терракотовыми рельефами. В отделке фасадов (колонны порталов, окон и облицовка цоколя) применялся наиболее долговечный материал – гранит. Купола собора и звонниц были покрыты декоративными морскими рельефными атрибутами. В качестве материалов отделки применялись майолика и мозаика. Святые изображения на фасадах выполнялись по эскизам Ф.Р. Райляна. Майоликовые фризы с фигурами архангелов и символами евангелистов создавались в мастерских Н. Ваулина и И. Гельдвейна.
Иконы на фасадах изготовлены в мозаичной мастерской В.А.Фролова. Над правым боковыми порталом главного, западного фасада расположена икона в честь святых, которым посвящены приделы, — святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Рыльского; изображение святых апостолов Петра и Павла помещено над левым боковым порталом западного фасада; над порталом северного фасада – образ Казанской Божией матери; над порталом южного фасада – Святителя Митрофания. Центральный портал западного фасада украшен мозаичными изображениями Спаса Нерукотворного, двумя сюжетами из жизни святителя Николая Чудотворца, символами евангелистов и орнаментами. Двери были богато декорированы бронзовым орнаментом.
Николаевский Морской собор в Кронштадте. Фрагмент.
Внутри собор поражает своими размерами едва ли не больше, чем снаружи. Два полукупола с востока и запада примыкали к огромному центральному подкупольному пространству, освещенному из окон барабана. Наверное, это огромное внутреннее пространство, в котором господствует центральный купол диаметром около 27 метров при высоте его до основания – 52 метра , производит на зрителя самое сильное впечатление. Окружающие его двухъярусные галереи, устроенные по образу и подобию константинопольской Софии, открыты в интерьер, визуально увеличивая и без того необъятное пространство храма. Восточная часть галерей предназначалась для парадной ризницы и размещения хора, хранения икон с упраздненных судов, а на первом этаже для ризницы, икон и библиотеки. Во время ненастья крытая галерея могла служить для крестных ходов. В истории православного зодчества такой прием был использован Э.И. Жибером в проекте самарского собора, а в 1890 году аналогичным образом Н.В. Султанов спроектировал Петергофский храм Святых апостолов Петра и Павла. В.А. Косяков талантливо объединил традиции византийской архитектуры с традициями отечественного храмового строительства эпохи «историзма».
Николаевский Морской собор в Кронштадте. Фрагмент интерьера.
Алтарь не был закрыт полностью иконостасом, а уровень пола приподнят на высоту более четырех метров. Как и в Софийском соборе, наос с трех сторон окружали аркады первого уровня и хоров. Для усиления конструкции использованы симметричные контрфорсы, которые имеют не только конструктивное, но и функциональное значение – в них размещаются лестницы на хоры. Две другие лестницы находились со стороны главного входа. По ним можно было также подняться на звонницы и верхние галереи, предназначенные для осмотра систем отопления, расположенных «под верхними окнами». Вестибюль центрального входа мог служить постоянно открытой часовней. С востока вели еще два входа для духовенства. Из них попадали в подвальный этаж с библиотекой и архивом.
Николаевский Морской собор в Кронштадте. Фрагмент интерьера.
Над главным престолом, посвященным святителю Николаю Чудотворцу, возвышалась мраморная сень. Боковые приделы апостолов Петра и Павла и св. Иоанна Рыльского (покровителя святого Иоанна Кронштадтского) не отделялись от главного престола, существуя с ним в едином пространстве. Слева на солее стояла мраморная кафедра для проповедей, декорированная колонками, мраморными панелями и изображение Святого Духа в виде голубя. Росписи покрывали центральную и боковые апсиды, поверхности парусов, барабана и купола, стены и своды хоров. Богатство художественного убранства дополнялось разнообразной художественной отделкой. Материалом колонн галерей и наличников порталов служил искусственный мрамор. Иконостас, престолы, сень над престолом, солея и амвон, капители и киоты выполнялись из белого и цветного уральского мрамора в сочетании с бронзовыми деталями. Императором был пожертвован бухарский ляпис-лазурь с Петергофской гранитной фабрики для отделки престолов. Двери и мебель выполнялись из дуба с медными и металлическими коваными деталями.
По эскизам Г. А. и В. А. Косяковых для собора изготовлялась разнообразная богатая утварь. Сочетание древнерусских и византийских мотивов с морской символикой представляло благодатную почву для стилистики модерна. Ковры жены моряков вышивали шерстью, а серебряное шитье выполнялось в мастерской Е. М. Бертельсон. Работа эта заняла около года и делалась безвозмездно.
Здание было оборудовано по последнему слову техники того времени. Для уборки имелась стационарная пылесосная станция системы А. Бордига, установленная в подвале фирмой «Иохим и К°». Система трубопроводов, кранов и воздушных резиновых шлангов-рукавов позволяла быстро произвести уборку огромного помещения. В подвале также размещались агрегаты и приборы систем отопления и вентиляции, электрооборудование и кладовые. Собор имел автономную центральную систему отопления. Искусственное освещение осуществлялось при помощи около 5000 электрических лампочек накаливания по 5-10 свечей. Эта сложная и оригинальная для того времени система прекрасно дополняла великолепие внутренней отделки и производила сильное впечатление на молящихся.
Николаевский Морской собор в Кронштадте. Вид с Якорной площади.
В 2000 году встал вопрос о передаче Морского собора Русской Православной Церкви и перспективах возрождения святыни в прежнем величии. 24 октября 2002 года на куполе храма был вновь установлен семиметровый крест, а 2 ноября 2005 года, в день рождения Иоанна Кронштадтского, в соборе отслужили первую с момента закрытия собора Божественную Литургию. В правой галерее первого этажа освящен престол, и в праздничные и некоторые воскресные дни по соглашению с администрацией Дома офицеров причт собора Владимирской иконы Божией Матери проводит здесь богослужения. В будущем планируется восстановление уничтоженных памятных мраморных досок. Пока остается только надеятся, что Кронштадтский Морской собор должен станет главным храмом всего русского флота, центром нового института флотского духовенства.
Посмотреть другие фотографии Кронштадта и Морского собора >>
Как добраться:
Адрес: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Якорная площадь.
Автобус или маршрутное такси: Санкт-Петербург, от ст. м. «Черная речка» до Кронштадта
Водный транспорт: Санкт-Петербург, от пристани на Васильевском острове у Тучкова моста до Кронштадта
На карте:
Ссылки по теме:
- Историческая справка о Кронштадском Николаевском Морском соборе на сайте Отдела Санкт-Петербургской епархии по связям с Военно-Морским флотом
- Морской собор в Кронштадте на портале электронной энциклопедии Санкт-Петербурга